Posted 3 февраля 2008,, 21:00

Published 3 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

«Там крысы, сырость и грязь»

«Там крысы, сырость и грязь»

3 февраля 2008, 21:00
Жители Ростова-на-Дону в эти дни обсуждают скандальную историю, которая произошла с их землячкой Ириной Рудых (на фото) в Катманду (Непал). Сорокалетнюю паломницу месяц назад обвинили в убийстве местной девушки и осудили на 20 лет лишения свободы. Родственники, убежденные в невиновности Ирины, до последнего надеялись,

Пять лет назад Ирина Рудых отправилась в паломничество в Катманду. Сначала жила в буддистском монастыре Копан. Потом сняла крошечную квартирку неподалеку и стала преподавать йогу, периодически проходя ритриты (углубленные практики йоги и медитации) в местной обители.

«В очередное монастырское уединение дочь удалилась 15 июля 2006 года и провела в стенах Копана ровно две недели, – рассказывает мать осужденной паломницы Екатерина Шамак. – Вещи Ира оставила в арендованной квартире, отдав ключ от комнаты своей служанке – двадцатилетней непалке по имени Руку».

Спустя неделю в монастырь к Ирине пожаловали родственники Руку. Девушка бесследно исчезла, и родители, памятуя о дружбе дочери с россиянкой, надеялись выяснить у Ирины что-нибудь о местонахождении Руку. «Сидя в монастыре, дочь понятия не имела, куда девалась непалка. А, вернувшись из ритрита, обнаружила, что все вещи и деньги из ее комнаты похищены. Невольно она заподозрила в краже исчезнувшую служанку», – говорит Екатерина.

Мать выслала обворованной Ирине немного денег, и та переехала из «нехорошей» квартиры в дешевый отель. Именно туда спустя несколько дней, 6 августа 2006 года, нагрянула непальская полиция. Ирину арестовали, предъявив ей обвинение в убийстве Руку. Днем ранее расчлененное тело пропавшей девушки было обнаружено в чемодане российского производства за пределами Катманду.

«У следствия не было ни одной улики против дочери. Чемодан Ирины был украден, а на найденном орудии преступления не было ее отпечатков пальцев. Но самое возмутительное, что у Ирины было железное алиби. В момент смерти Руку она находилась в монастыре. Ее видели десятки монахов, о чем есть письменное свидетельство настоятеля Копана», – говорит Екатерина Шамак.

Более полутора лет россиянка провела в непальской тюрьме в ожидании суда. Что она пережила в эти долгие месяцы, остается только гадать. Огромные крысы, нападающие ночью на людей, страшная сырость, грязь, тараканы – в таких условиях жила паломница. «От удавки дочь спасла только вера в Бога и все еще тлеющая надежда на справедливость, – со слезами на глазах говорит мать паломницы. – Все это время Ира свято верила, что суд ее оправдает. Заседание по непонятным причинам откладывалось 8 раз. Когда же, наконец, 23 декабря 2007 года суд состоялся, Иру туда просто не пустили…». Приговор был суровым – 20 лет тюрьмы.

Выехавшая в Непал дочь Ирины многократно обращалась за помощью в российское посольство в Катманду. «Просила хотя бы помочь найти приличного адвоката. Но в посольстве мне ответили, что этот процесс – «внутреннее дело Непала». Дескать, права в этой стране у нас ограничены», – рассказывает дочь Ирины Яна Блиндер.

Обращения в российский МИД также не принесли никакого результата. Ответ московских чиновников был малообещающим: «Мы будем следить за развитием процесса, но не можем повлиять на правосудие Непала».

Только настойчивые обращения журналистов в российское консульство в Непале заставили МИД вспомнить о паломнице. Последнее письмо МИД, направленное родным Ирины, датируется 29 января 2008 года. В нем сообщается (спустя месяц!) о состоявшемся в Катманду суде и о … бессилии российской дипломатии: «Уважаемая Екатерина Николаевна, прекрасно понимая Ваши материнские чувства и изматывающее беспокойство за жизнь и дальнейшую судьбу дочери, хотели бы подчеркнуть, что сотрудники Посольства России в Катманду и Консульского департамента МИД России предпринимают и будут предпринимать все возможные меры для защиты интересов попавших в бедственное положение российских граждан. Вместе с тем, наши действия в значительной степени ограничены нормами местного законодательства. С наилучшими пожеланиями, заместитель директора Консульского департамента А.Карлов».

"