Posted 2 ноября 2021, 10:50
Published 2 ноября 2021, 10:50
Modified 7 марта 2024, 13:14
Updated 7 марта 2024, 13:14
Как сообщает «Новая газета», данные об этом размещены в картотеке суда.
В своем обращении в ВС более 20 «детей ГУЛАГа» требовали от Госдумы исполнить закон 1991 года и постановление Конституционного суда 2019 года. В них содержатся гарантии того, что дети жертв политических репрессий имеют право на получение жилья по прежнему месту жительства их семей за счет средств федерального бюджета.
«Защита в любом случае будет обжаловать решение во всех инстанциях», — говорится в сообщении.
Авторы иска надеются, что Госдума вернется к рассмотрению вопроса о предоставлении жилья детям репрессированных граждан.
Юрист Григорий Вайпан, представляющий в Верховном суде интересы жертв детей сталинского террора, сообщил, что в истории РФ это первое коллективное исковое заявление о неисполнении решения Конституционного суда. Он заявил: будут предприняты все усилия для того, чтобы дети ГУЛАГа получили компенсации любыми доступными юридическими способами. Решение Конституционного суда реализуется уже почти порядка двух лет, хотя относится не только к 23 людям, подавшим иск, а к гораздо большему числу граждан: примерно 1500.
Юрист подчеркнул: несмотря на гораздо большее количество жертв сталинских репрессий, закон разрешает претендовать на компенсацию от государства только детям репрессированных людей, а не их внукам, и лишь в случае, если они родились в лагерях или ссылке.
Семьи репрессированных участников коллективного иска были отправлены в лагеря из Москвы, Петербурга, Орловской и Ростовской областей, из Крыма, из Краснодарского и Ставропольского краев. Именно в эти места они хотели бы вернуться. В соответствии с законодательством о коллективных исках, заявители, собравшиеся в группу численностью более 20 человек, могут выступать от имени всех, кто столкнулся с аналогичной проблемой.
Сложности с возвращением на историческую родину для жертв политических репрессий в России состоят в том, что реализация закона «О реабилитации жертв политических репрессий», принятого в 1991 году, носит избирательный характер.
Дело в том, что в 2004 году федеральный центр позволил регионам устанавливать дополнительные ограничения в сфере предоставления жилья семьям жертв политических репрессий. Чтобы добиться получения положенной по закону квартиры в Москве, реабилитированным политзаключенным приходится томиться в общей очереди, которая двигается крайне медленно. Время ожидания квартиры в ней составляет порядка 25 лет.
В 2019 году по иску трех пенсионерок, чьи родители прошли через сталинские лагеря, Конституционный суд России потребовал внести необходимые изменения в законодательство, которые бы позволили жертвам репрессий получать жилье в тех регионах, на жизнь в которых они могут претендовать по праву рождения.
Однако, вопреки решению КС, в 2020 году депутаты Госдумы решили сохранить региональные ограничения в вопросах о предоставлении жилья. Это значит, что дети, рожденные в ГУЛАГе, не смогут свободно вернуться на родину своих предков. В родных регионах власти будут иметь право поставить их не в специальную, а в общую очередь.
В ряде субъектов скорость ее движения такова, что человеческой жизни не хватит на то, чтобы получить положенное по закону жилье. Жительнице Костромы, например, пообещали предоставить жилье через 595 лет.
Представители партии «Справедливая Россия» предлагали разрешить «детям ГУЛАГа» получать жилье за счет федеральных органов власти в течение года. Однако такую инициативу Госдума отклонила.