Posted 1 ноября 2009,, 21:00

Published 1 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

«Золотой минбар» в Казани: все по-настоящему

«Золотой минбар» в Казани: все по-настоящему

1 ноября 2009, 21:00
На пятом году своего существования фестиваль столкнулся с серьезным вопросом: какие фильмы должны быть включены в программу «мусульманского кинофестиваля»? Как быть – загнать кинофорум в узкие рамки и показывать лишь фильмы, сделанные в мусульманских странах, или оставить границы расширенными и продолжать допускать в п

На фестивале была представлена многообразная палитра фильмов из разных стран. Недоумение вызвало лишь включение в конкурс фильма Ридли Скотта «Совокупность лжи». Крупная голливудская картина, уже прошедшая в прокате, могла бы по справедливому замечанию председателя жюри фестиваля, режиссера Али Хамраева быть показана на фестивале вне конкурса, как спецсобытие. Но заставлять ее соревноваться со скромными лентами, скажем, из Иордании или Марокко, не совсем правильно. Но самые большие споры вызвала конкурсная полнометражная художественная картина «Для моего отца» (производство Израиль – Германия, режиссер Дрор Захави). Представителей мусульманских стран возмутил сам факт попадания на конкурс израильского фильма. Ожесточенные споры не утихали до окончания фестиваля. Между тем фильм «Для моего отца» – произведение весьма достойное, да внимания заслуживает уже и сам факт, что израильский режиссер главным героем своей картины сделал парня из Палестины, который ценой своей жизни предотвращает гибель множества мирных израильских жителей. И именно в этом фильме посредством знакомства и общения героя с простыми людьми из Тель-Авива и протягивается та самая тонюсенькая ниточка взаимопонимания, которая, думается, невероятно важна всем нам именно сейчас. Стоит ли говорить, что эта лента осталась без фестивальных призов, хотя, хочется надеяться, не была обойдена вниманием чутких зрителей. Хотя именно фильм «Для моего отца» невероятно точно отражает девиз фестиваля «К диалогу культур через культуру диалога».

Статус «международного» каждый год на кинофестивале в Казани подтверждает присутствие мировых кинозвезд. Здесь уже побывали Катрин Денев, Марк Дакаскос, Изабель Аджани, а в этом году все пять фестивальных дней на «Золотом минбаре» присутствовали гости из Голливуда: актеры Арманд Ассанте («Наполеон и Жозефина», «Одиссей», «Судья Дредд») и Кэри Хироюки Тагава («Разборки в маленьком Токио», «Мемуары гейши», «Электра»). Голливудские актеры чувствовали себя в Казани, как дома, гуляли по городу, фотографировали, посещали пресс-конференции и «круглые столы». Арманд Ассанте рассказывал журналистам о своей любви к независимому кинематографу и о том, что кризис не обошел его стороной – приходится работать еще больше, чтобы поддерживать свой уровень жизни. А Кэри Тагава признался, что, несмотря на свою огромную фильмографию, больше считает себя все-таки не актером, а целителем. Он является автором собственной дыхательной системы, и у него лечатся многие голливудские актеры. Господин Ассанте даже отпраздновал в дни фестиваля свой 60-й день рождения. И хотя, по его собственным словам, он не любит отмечать этот праздник, здесь все же не обошлось без подарков и дружеских поздравлений.

Из российских знаменитостей на фестивале побывали Никита Михалков, Татьяна Догилева, Нина Русланова, Алла Сурикова, Валерий Николаев (он представлял вне конкурса свою режиссерскую работу – фильм «Медвежья охота»), Эммануил Виторган, Андрей Носков, Лев Дуров, Валентин Гафт.

Главный приз фестиваля жюри под председательством режиссера Али Хамраева присудило российской картине «Одна война» (режиссер Вера Глаголева). Опять же, казалось бы, данная лента никоим образом не подходит под определение «мусульманское кино». И в то же время фильм, повествующий о нелегкой судьбе женщин, волею судеб родивших во время Великой Отечественной войны детей от фашистских оккупантов, соответствует основной идее фестиваля о толерантности, взаимопонимании и прощении.

На открытии фестиваля Татьяна Догилева произнесла простодушную фразу: «Это похоже на настоящий фестиваль». Звучит как шутка, но в ней, как и в любой шутке, есть доля правды. Действительно, все атрибуты настоящего кинодейства под названием кинофестиваль на «Золотом минбаре» соблюдены. Есть и ковровая дорожка на открытии и закрытии, куда звездных гостей подвозят на белых лимузинах. Очень хорошо выдержаны сами церемонии открытия и закрытия. Не скучны, достаточно динамичны, интересны и оригинальны музыкальные номера. Кинозалы не пустуют, и чувствуется, что на фестивальные просмотры ходят заинтересованные зрители. Самый большой ажиотаж вызвали показы национальных татарских картин. Не секрет, что татарская кинематография переживает сейчас не самые лучшие времена. Тем не менее в этом году в рамках фестиваля было представлено два художественных фильма, сделанных в Татарстане. Это фильм режиссера Рамиля Тухватуллина «Орлы» (он был в конкурсе и получил приз за лучший актерский ансамбль) и картина Юрия Феттинга «Бибинур». На этих сеансах в зале буквально яблоку негде было упасть, и устроителям фестиваля даже пришлось сделать дополнительные показы. Так что к кинематографу в Татарстане отношение серьезное, что и подтвердили заявления о том, что в республике начинается строительство собственной большой киностудии. А чтобы взрастить новые кадры «в своем коллективе», в Казани будет открыт филиал ВГИКа.

Арманд АССАНТЕ, актер (США)
– Мне понравилось, как здесь была организована работа кинематографистов, они тут едины и вместе решают какие-то проблемы. У нас с Кэри здесь было очень много встреч, и мы, конечно, устали. Но это и доказывает то, что фестиваль хорошо организован, мы не останавливаемся ни ночью, ни днем. Я в прошлом году был в жюри кинофестиваля «Молодость» в Киеве, и там я за неделю посмотрел 63 фильма. Это увлекательная, но тяжелая работа, поэтому я рад, что здесь меня не попросили войти в состав жюри. Мы приехали сюда в качестве гостей. И в Казани мне удалось посмотреть только один фильм – «Одна война» Веры Глаголевой. Я считаю, что это очень важный, потрясающий фильм. Он хорош и по режиссуре, и актерскими работами.

Вера ГЛАГОЛЕВА, актриса, режиссер
– Настроение, которое мы вложили в фильм «Одна война», вне конфессий, это то, что всегда объединяет. Это чувства. И как бы мы ни пытались разделить людей – по вере ли, по цвету кожи, по другим каким-то параметрам, – нас всех все равно объединяет любовь. Именно поэтому, как мне кажется, этот фильм здесь. Пожилые зрители вспоминают своих родителей, себя в детстве, какие-то истории, связанные с их семьей. На показе в Казани были и мусульмане, и христиане, и представители других конфессий. И всех их объединяет самое главное – любовь. И память. О хорошем, о плохом. Тут, на «Золотом минбаре», удивительная какая-то, очень хорошая рабочая аура. Видно, что есть заинтересованность в этом фестивале. Мне важно было показать картину здесь, собрать зрительские эмоции.

"