Posted 2 сентября 2004,, 14:00

Published 2 сентября 2004,, 14:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

В Красноярском крае разгорелся конфликт вокруг «Полярной звезды»

2 сентября 2004, 14:00
В Красноярском крае разгорелся конфликт вокруг «Полярной звезды»

Вот-вот северяне отметят 40-летний юбилей поселка Снежногорск Красноярского края. Задолго до него был разработан план мероприятий, утвержденный и подписанный генеральным директором «Таймырэнерго» Юрием Ямпольским. План, кроме прочего, предусматривал установить на въезде в поселок въездной знак с надписью «Снежногорск», а также соорудить в самом поселке памятник гидростроителям «Полярная звезда». Когда до открытия «Полярной звезды» оставались считанные дни, последовал суровый приказ Ямпольского: «Прекратить все работы, в т.ч. не выделять человеческие ресурсы, машины, механизмы и материалы, связанные со строительством стелы и памятника».

Здесь, на 68-й параллели, зима длится больше девяти месяцев в году, а в гаражах стоят не машины, а снегоходы. Снежногорск знаменит самой северной в мире гидроэлектростанцией. Усть-Хантайская ГЭС уникальна еще и тем, что все ее агрегаты и прочие механизмы упрятаны глубоко в базальтовые скалы. Агрегаты были запущены к 50-летию революции, и с тех пор ГЭС снабжает энергией весь Норильский промышленный район.

По поводу памятника между Юрием Ямпольским и директором ГЭС Анатолием Парыгиным, автором идеи о возведении памятника, завязалась оживленная переписка. Ямпольский, который еще и года не прожил в Снежногорске, не скрывает, что ОАО не хочет нести дополнительных расходов. Парыгин, проработавший на ГЭС 25 лет, недоумевает: «Готов доказать на любом компетентном уровне, что те мизерные затраты, когда основные работы выполняются хозяйственным способом, никоим образом не могут отразиться на финансово-хозяйственной деятельности «Таймырэнерго».

Жители поселка направляют коллективную челобитную в столицу – на имя Михаила Абызова, члена правления РАО «ЕЭС России», курирующего гидроэнергетику: «Мы считаем решение генерального директора оскорбительным для всех людей, которые выполняли эти работы, пренебрежением к заслугам тех, кто строил ГЭС и работает на ней. Так может поступать только человек, не знающий историю предприятия, далекий от проблем людей осваивавших и живущих в условиях Крайнего Севера... ».

Что представляет собой памятник? Вот как описывается он в проектной документации: «Для памятника использована деталь опоры ЛЭП-220, символизирующая вечный огонь, монолитный бетон в объеме 50 кубометров. Все монтируется на существующий фундамент, оставшийся от установки дробилок в период строительства. Площадка благоустраивается укладкой дорожных плит в количестве 60 штук и брусчаткой в объеме 210 квадратных метров».

Памятник так и не поставили. Парыгина наказали – лишили квартальной премии, а также всех доверенностей на выполнение обязанностей директора. По сути, разжаловали. Но он жалеет не об этом. Страшно, говорит он, когда людей, пусть даже в приказе, называют «человеческими ресурсами».

Евгений Латышев, Красноярск

"