Posted 31 декабря 2017,, 21:58

Published 31 декабря 2017,, 21:58

Modified 7 марта, 17:07

Updated 7 марта, 17:07

В Высшей школе экономики думают, как обойти "договор с дьяволом"

В Высшей школе экономики думают, как обойти "договор с дьяволом"

31 декабря 2017, 21:58
Московские урбанисты решают судьбу памятника «железному Феликсу», который стоит во дворе кампуса Высшей школы экономики на Шаболовке

Об этом написал в ФБ известный историк и политолог Сергей Медведев:

«Для меня одним из открытий года стало наличие в Вышке памятника Дзержинскому. Вы не ослышались, во дворе одного из зданий ВШЭ на Шаболовской стоит гипсовый Феликс. Памятник был установлен в 1937 году (!) и достался Вышке в наследство от шпульно-катушечной фабрики имени Дзержинского. Как я понимаю, сохранение памятника было одним из условий передачи учебного корпуса от прежнего владельца, так что мы сталкиваемся с юридическим фактом присутствия памятника и невозможности его демонтажа.

Но нельзя убрать - не значит нельзя переосмыслить, и в течение года Высшая школа урбанистики вела воркшоп, посвященный тому, как переозначить этот памятник в пространстве двора и города. Было создано несколько рабочих групп с известными кураторами, каждая из которых представила свой проект. Памятник предлагали обнести по периметру стеклянной стеной и устроить вокруг него форум, закрасить черной краской или наоборот, белой и поставить рядом ведро с белилами, в которые будет капать красная краска (привет от леди Макбет)). Предлагали опутать его веревками - аллюзия на снос лубянского Феликса.

Мне больше всего понравился проект, в котором на памятник проецировались бы расстрельные списки и архивные документы. Но если бы я был куратором, то я бы его немного изменил: проектор надо поставить за Дзержинским, а перед памятником - экран, на который непрерывно, 24 часа в сутки, проецировал бы фотографии погибших от красного террора, превращая это в непрекращающееся поминовение и наказание. Объект наследия останется нетронутым, и дьявольское условие будет соблюдено, но одновременно он вступит в диалог с окружающим пространством, историей и памятью.

Еще бы такую акцию устроить на Лубянке - чтобы каждую ночь, до рассвета, на фасад здания ФСБ проецировались фотографии из личных дел жертв сталинских репрессий. И если кто-то в этом здании считает, что репрессии были оправданы и жертвы виновны, то нечего и стыдиться, это будет у них как отчет о проделанной работе. А для остальных это будет непрекращающийся суд, приговор в котором еще не вынесен...»

"