Posted 26 февраля 2021, 09:43
Published 26 февраля 2021, 09:43
Modified 7 марта 2024, 14:01
Updated 7 марта 2024, 14:01
Новое исследование ученых из Ирландии, Великобритании и Германии показало, что за последние 1000 с лишним лет Атлантическая меридиональная опрокидывающая циркуляция (AMOК), частью которого является Гольфстрим, еще никогда не была такой слабой, сообщает phis.org. К такому выводу ученых привел анализ данных, которые позволили восстановить эволюцию АМОК: информация была собрана из океанских отложений, ледяных кернов, кораллов, колец деревьев, а также из исторических свидетельств вроде записей из судовых журналов.
Циркуляция Атлантического океана работает как гигантская конвейерная лента, которая несет теплые поверхностные воды с экватора на север и отправляет обратно на юг холодные и малосоленые глубокие воды. АМОК, благодаря которому климат в Европе такой мягкий, перемещает почти 20 миллионов кубометров воды в секунду – поток в 100 раз сильнее Амазонки. Как показали исследования, с окончанием малого ледникового периода, которое произошло примерно в 1850 году, океанские течения начали ослабевать, но до конца XIX века система была относительно стабильной. С середины XX века началось второе, более резкое, снижение.
Почему это происходит? Вероятнее всего, причина – глобальное потепление, вызванное парниковыми газами. Так называемая глубокая конвекция, существующая в Атлантике, вызвана различиями в плотности океанской воды: теплая и соленая вода движется с юга на север, где она охлаждается и, таким образом, становится плотнее. Когда вода становится достаточно тяжелой, она опускается в более глубокие слои океана и течет обратно на юг. Глобальное потепление нарушает этот механизм. Увеличение количества осадков и усиленное таяние ледяного покрова Гренландии увеличивают количество пресной воды у поверхности океана. Это уменьшает соленость и, следовательно, плотность воды. Вода менее активно погружается вглубь, и течение АМОК замедляется.
Последствия такого замедления способны привести к беспрецедентным изменениям по обе стороны Атлантики. На восточном побережье США может повыситься уровень моря. В Европе ослабленный Гольфстрим вызовет морозные зимы, экстремальные волны жары и засух летом, частые шторма.
Если глобальное потепление сохранится, то к концу века система Гольфстрима ослабнет еще больше – на 34-45%. Это может привести человечество к точке, когда течение окончательно станет неустойчивым.
Исследования будет опубликовано в журнале Nature Geoscience.
"Океанический конвейер", частью которого является Гольфстрим, в последние годы охлаждается, но это совершенно не связано с глобальным потеплением, такую точку зрения высказал в интервью радио Sputnik доктор физико-математических наук, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) Олег Покровский.
"На самом деле происходит охлаждение Атлантических вод, и оно происходит уже года три-четыре. Прежде всего в Субарктической зоне, и количество льда там увеличивается. Субарктическая зона – это примерно от пятидесятого до семьдесят пятого градуса северной широты, это там происходит", – сказал он.
Говорить о влиянии глобального потепления на Мировой океан не совсем корректно в принципе, полагает ученый.
"Просто происходят медленные колебания (температуры, – ред.) океана вследствие того, что в океане происходят очень сложные процессы. Там самый короткий период колебаний – 80 лет, а дальше идут колебания 100 с лишним и 200 с лишним лет, и связаны они отнюдь не с глобальным потеплением, а с тем, что имеются такие же медленные колебания у солнечной активности", – сказал Олег Покровский.
В любом случае, по его словам, с начала XXI века глобальное потепление замедлилось, хотя убедительных объяснений этому пока не найдено.
"Все, что происходит, происходит в океане, и глобальное потепление тут ни при чем", – подчеркнул ученый.
При этом происходящие в океане процессы – инерционные, и люди почувствуют влияние этих событий спустя годы, добавил Олег Покровский.
"России нужно думать о том, как сохранять энергоресурсы на нашей территории, чтобы осталось что-то будущим поколениям. Может быть похолодание климата, и тогда нам это понадобится больше, чем Европе. Несмотря на то, что Гольфстрим ослаб, он все равно подогревает Европу", – полагает он.
Что касается влияния температуры на скорость течений, то зависимость здесь противоположная: температура зависит от скорости течений, а не наоборот, уверен ученый. Но о скорости течений известно очень мало, добавил специалист.
"Скорость течения измеряется в небольшом количестве точек регулярно, об этом мы знаем совсем мало. Как говорил один известный океанолог, мы про океан знаем меньше, чем про обратную сторону Луны. Это совершенно правильное утверждение", – заключил Олег Покровский.