Posted 16 июня 2022,, 08:34

Published 16 июня 2022,, 08:34

700 лет назад "Черная смерть" пришла в Европу из Иссык-Куля, утверждают антропологи

16 июня 2022, 08:34
Самая смертоносная в истории человечества пандемия, унесшая 50-60 млн жизней, началась в Кыргызстане.

Международная группа исследователей сообщила о том, что разгадала тайну появления самой опустошительной в истории человечества пандемии, сообщает Reuters. Черная смерть, или Черный мор, – пандемия чумы, пик которой пришелся на середину XIV века, а повторные вспышки продолжались до XIX, – унесла жизни десятков миллионов людей по всему миру и сократила население Европы на 30-60%. 700 лет ученые пытались отыскать источник болезни, и теперь он, кажется, известен. Исследователям удалось найти время и место, где появился штамм – предок не только Черной смерти, но и большинства штаммов чумы, до сих пор циркулирующих в мире.

Все началось с того, что, изучая надгробия на кладбищах средневековой христианской общины несториан в долине реки Чу близ озера Иссык-Куль, в предгорьях Тянь-Шаня, историки обнаружили свидетельства внезапного всплеска смертей в конце 1330-х годов. Из 467 надгробий, датированных 1248-1345 годами, 118 относились к 1338 и 1339 годам. На некоторых были надписи, где упоминалась причина смерти – «маутана», что на сирийском языке означает «мор».

В ходе исследования оказалось, что в конце 1880-х годов здесь велись раскопки и было извлечено около 30 скелетов. Изучив архивные материалы, ученые нашли некоторые из останков, принадлежавших жертвам мора. Генетики исследовали материал, извлеченный из зубов трех женщин, и обнаружили в них ДНК Yersinia pestis – бактерии, вызывающей бубонную чуму. Как показал полный анализ генома, эта бактерия была прямым предком штамма, который восемь лет спустя стал причиной Черной смерти, опустошив Европу, Азию, Ближний Восток и Северную Африку.

В Европе чума распространилась благодаря торговле. Вероятно, таким же образом, по Великому шелковому пути, она перебралась из Центральной Азии в Черное море между 1338 и 1346 годами. Караваны, путешествовавшие из Китая через города Центральной Азии в Константинополь и Персию, вместе с товарами доставляли и патоген. То, что обитатели района, где возникла первая вспышка, жили на торговых путях, доказывают обнаруженные там жемчуг, монеты и одежда из отдаленных мест.

В Европе чума передавалась главным образом через укусы блох, переносимых инфицированными крысами. Источником же болезни были дикие грызуны, вероятнее всего сурки. Сопровождая караваны, они способствовали распространению вируса, а затем болезнь стала передаваться и другими путями, включали человеческих блох и вшей. Ближайший родственник этого штамма все еще существует у сурков в том же регионе. Люди и сегодня могут заразиться бубонной чумой, однако благодаря прогрессу в области медицины и гигиены эти единичные заражения лечатся антибиотиками и уже не вызывают пандемий.

Исследование опубликовано в журнале Nature.