Posted 14 июля 2022,, 08:24

Published 14 июля 2022,, 08:24

Фото дня: космический телескоп «Джеймс Уэбб» запечатлел процесс рождения новой звезды

14 июля 2022, 08:24
Фото: NASA
Американское космическое агентство NASA опубликовало новый снимок с уникального космического телескопа «Джеймс Уэбб»

Иван Зубов

Несколько дней назад «Новые Известия» уже публиковали фотографии, полученные американским космическим агентством NASA с космического телескопа «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST) – самого мощного, совершенного и дорогого из всех, когда-либо работавших на орбите. При помощи системы линз, фильтров и призм для обнаружения сигналов в инфракрасном спектре, невидимых человеческому глазу, телескоп способен увидеть то в недрах Вселенной, что еще недавно казалось невозможным. Теперь NASA публикует новые, еще более невероятные фотографии.

На этот раз это изображение не удаленного от нас на 13 млрд световых лет начала творения, а край соседней (всего-то 7000 световых лет) молодой области звездообразования под названием NGC 3324 в туманности Киля. Как лишнее подтверждение библейской истины, что все рождается из грязи (в данном случае - из межзвездной пыли и газов), пишет в своем блоге технический эксперт Вадим Лукашевич.

Этот снимок получил название «Космические скалы», потому что выглядит как скалистые горы в лунный вечер. На самом деле это край гигантской газовой полости внутри NGC 3324, а самые высокие «пики» на этом изображении имеют высоту около 7 световых лет. Пещеристая область была вырезана из туманности интенсивным ультрафиолетовым излучением и звездным ветром чрезвычайно массивных горячих молодых звезд, расположенных в центре пузыря за верхним обрезом снимка.

Интенсивное ультрафиолетовое излучение молодых звезд формирует стену туманности, медленно разрушая ее. Драматические колонны возвышаются над светящейся стеной газа, сопротивляясь этому излучению. «Пар», который, кажется, поднимается с небесных «гор», на самом деле представляет собой горячий ионизированный газ и горячую пыль, вылетающие из туманности из-за неустанного излучения.

Помимо эстетического наслаждения для несведущих в астрономии этот снимок для спецов ценен и уникален тем, что на нем впервые удалось запечатлеть самый ранний период образования звезд - первые 50-100 тыс. лет. В этот начальный, «внутриутробный» период звезды еще слишком тусклые, чтобы их можно было увидеть в «нормальный» телескоп. Но James Webb, спрятавшийся от Солнца в тени Земли и полгода остывавший там до почти абсолютного нуля, «видит» в инфракрасном спектре, поэтому ему это удалось. Чтоб вы понимали его возможности - он увидит зажженную спичку на поверхности Луны (если бы ее там удалось зажечь).

Описание снимка на сайте NASA, а скачать это чудо в исходном размере (14575 х 8441 пикс.), например, в качестве обоев для рабочего стола компьютера, можно здесь.