Posted 12 июля 2022,, 08:30

Published 12 июля 2022,, 08:30

На первых снимках телескопа «Джеймс Уэбб» – Вселенная 13 миллиардов лет назад

12 июля 2022, 08:30
Ученые надеются, что телескоп поможет нам заглянуть в самое начало Вселенной, непосредственно в момент после Большого взрыва.

Американское космическое агентство NASA обнародовало первые изображения, полученные с космического телескопа «Джеймс Уэбб» (JWST) – самого мощного из всех, когда-либо работавших на орбите, сообщает phys.org. Используя систему линз, фильтров и призм для обнаружения сигналов в инфракрасном спектре, невидимых человеческому глазу, телескоп способен заглянуть внутрь атмосферы экзопланет и наблюдать за некоторыми из старейших галактик во Вселенной.

На первом композитном снимке, собранном за 12,5 часов, можно увидеть самое четкое на сегодняшний день изображение ранней Вселенной, какой она была 13 миллиардов лет назад. Это фрагмент SMACS 0723, где можно видеть свет тысяч старейших галактик, окрашенных в синие, оранжевые и белые тона. Свет одних галактик огибает другие и спустя миллиарды лет попадает в поле зрения телескопа.

Эксперты заявляют, что это не предел: телескоп может видеть гораздо дальше, так что есть вероятность увидеть Вселенную в самом ее начале – такой, какой она была вскоре после Большого взрыва, произошедшего около 13,8 миллиардов лет назад. По словам ученых, возможности «Джеймса Уэбба» настолько превосходят возможности предыдущих телескопов, что его появление – все равно что распахнуть окно после заглядывания в щель.

Телескоп был запущен в декабре из Французской Гвианы на ракете Ariane 5. Сейчас он вращается вокруг Солнца на расстоянии 1,6 миллиона километров от Земли, в области космоса, называемой второй точкой Лагранжа. Он может оставаться здесь в фиксированном положении относительно Земли и Солнца, а для корректировки курса ему требуется минимальное количество топлива. Основное зеркало «Уэбба» имеет ширину более 6,5 метра и состоит из 18 зеркальных сегментов с золотым покрытием. Для получения качественных снимков конструкция должна оставаться как можно более стабильной, так что она колеблется не более чем на 17 миллионных долей миллиметра.

Среди первых объектов JWST - туманность Карина, своеобразный «небесный питомник» на расстоянии около 7600 световых, где формируются огромные, в несколько раз больше Солнца, звезды; гигантская планета WASP-96 b за пределами Солнечной системы; туманность Южное Кольцо – облако газа с умирающей звездой в центре, находящееся на расстоянии 2000 световых лет от Земли; Квинтет Стефана – обнаруженная еще в 1877 году компактная группа галактик.

По оценкам NASA, у «Уэбба» достаточно топлива, чтобы функционировать на орбите 20 лет. Работая вместе с телескопами «Хаббл» и «Спитцер», он может помочь ученым ответить на фундаментальные вопросы о космосе.