Рус
Eng
Неделя до губернаторских выборов: прогнозы, тенденции, фавориты

Неделя до губернаторских выборов: прогнозы, тенденции, фавориты

29 августа 2019, 19:10ПолитикаPhoto: Фото: greengazeta.ru
Чуть больше недели остается до Единого дня голосования в России. Появились свежие данные социсследований об электоральных предпочтениях по 16 регионам, где пройдут прямые выборы губернаторов. С какими показателями подходят кандидаты к финишу своих избирательных кампаний? Эту и другие темы обсудили сегодня в ЭИСИ.

Отсутствие видимых перспектив на вторые туры, слабая организация оппозиционных сил, повышенный запрос избирателей на решение социальных и внутренних проблем страны. Кратко конфигурацию региональных кампаний этого года можно описать так. Спикеры Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) в четверг подвели итоги губернаторских кампаний этого года и поделились своими прогнозами по исходам голосования в регионах, где 8 сентября должны быть избраны главы.

Региональная кампания этого года отличается беспрецедентным запросом на обновление власти. Лишь в трех регионах России, где 8 сентября будут выбирать глав, поддержаны кандидатуры действующих губернаторов. В остальных – предложены новые кандидатуры. Тенденция в целом повторяет год прошлый: тяжелее всего выборы идут там, где губернатор сидит далеко не первый срок, поясняет руководитель Департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова.

Другая сохраняющаяся характерная линия этой кампании – дискуссия о конкуренции и ее показателях.

В этом году в целом по регионам выдвигалось и зарегистрировано больше кандидатов, чем в прошлых циклах. Конкурентов у фаворитов стало немного больше: в среднем это по 4-8 кандидатов на регион против 4-6 в прошлых кампаниях. Увеличилось число выдвижений от непарламентских партий и самовыдвиженцев. В этих выборах в регионах принимают участие 34 партийные организации, добавила Солоколова.

- Принято считать, что если нет вторых туров, то нет и конкуренции на выборах. Вторых туров в России нет 7 лет подряд. О чем это говорит? О крайне слабых оппозиционных силах, считает президент консалтингового агентства Bakster group Дмитрий Гусев.

- В этом году зафиксированы случаи, когда "Единая Россия" помогает другим партиям конкурировать с собой. Зафиксированы факты договоренностей, например, о том, что единороссы ставят подписи за коммунистов, - говорит эксперт.

Еще одна особенность года в том, что многие кандидаты от партий выдвигаются не ради победы, а ради иных задач: готовятся на выборы другого порядка – в Госдуму, в Заксобрания и т.д.

- Кандидат-фаворит проводит сотню встреч, у остальных их в разы меньше - это указывает на то, что кампании сосредоточены не на победе, а на продвижении партии, подготовке к другим предстоящим выборам, - говорит Гусев.

Непарламентские и оппозиционные партии очень неравномерно покрывают территории, даже те, которые они представляют. Они в принципе испытывают большие трудности с организацией кампаний, в том числе – сейчас с агитпродукцией. На языке политологов это называется «невыполненная домашняя работа», говорит руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.

- ФСО в этом году измеряло рейтинг популярности у отдельных политиков. Вполне у некоторых из них рейтинг мог бы дойти и до 40% и до 45,555%, если бы они выдвигались. Сейчас ФСО представляет еще один прогноз по числу неопределившихся и смотрят, кому будут переходить их голоса, - говорит директор Центра политического анализа Павел Данилин. - Многие же регионы не имеют серьезных конкурентов, потому что изначально выдвигаются консенсусные кандидаты от партий.

Совокупность этих данных ведет к тому, что вторых туров в этом году ожидать не приходится, сходятся во мнении участники круглого стола. Согласно докладу Экспертного института социальных исследований, в лидерах вообще по всем регионам на август идут ВРИО губернаторов Курганской, Курской областей Вадим Шумков, Роман Старовойт и ВРИО губернатора Забайкалья Александр Осипов.

По уровню электоральной поддержки у руля в настоящее время оказываются кандидаты, которые наиболее активно внедрили в своем регионе управленческие и коммуникационные практики:

- Те, кто, скажем, снял мигалки, и те, кто проявляет больше искренних эмоций на встречах с людьми, - подчеркивает Екатерина Соколова. – Второй фактор успеха: наличие в регионе менее конфликтных элит и ровного электорального настроения.

Перед кандидатами в этом году ставится задача – не только уметь справляться с актуальными для региона проблемами, но и уметь завоевывать доверие людей. Логика такова: если не можешь донести до избирателей результаты своей деятельности, зачем тогда вообще идти в губернаторы? – подтверждает тенденцию Гусев.

О преобладающих запросах избирателей к власти рассказала директор АНО «НИЦ «Особое мнение», член Общественной палаты Российской Федерации Екатерина Курбангалеева.

Во-первых, это качественная медицина, которая серьезно пострадала в последние годы от бездумной оптимизации. Губернаторы предлагают необычные проекты. Выездной медицинский осмотр для дачников – в Санкт-Петербурге. Дополнительное медицинское обеспечение на Сахалине (пациент при выписке из больницы получает пакет лекарств на какое-то время). На втором месте – это проекты по поддержке малоимущих семей: облегченные ипотечные программы, социальные выплаты, направленные на сглаживание растущих разрывов в доходах. Возрождение молочных кухонь в Башкирии. Санатории на дому в Санкт-Петербурге и т.д. Третье направление – поддержка отечественных производителей и отечественной продукции. На Сахалине, к примеру, открыли 40 точек, где можно отлавливать лосося без всяких разрешений.

- В этом году резко обозначилась и мусорная проблема в регионах. У людей на устах так называемая история с платежкой – повторяется вопрос: «Почему за мусор стало надо платить больше, а вывозят его столько же и туда же, куда и раньше. Эта проблема, конечно, не сопоставима с пенсионной реформой, но она, извините, в прямом смысле пахнет и в дальнейшем, если не будет решена, точно отрицательно скажется на репутации губернаторов, - добавляет Кирьян.

Иными словами, усиливается прагматизация повестки. Уже не получается, как раньше, выехать на одной только красиво организованной выборной кампании. К кандидатам созрели новые требования: реальная работа с людьми в полях-дворах, а также выстраивание диалога с местными политическими и экономическими элитами, особенно если ВРИО – человек сторонний для региона, говорит эксперт.

Почти все ВРИО так или иначе делают ставку на повестку, которая не удовлетворена у избирателей, которая до сих не была решена ни действующей властью, ни оппозиционными силами, подтверждает профессор НИУ «Высшая школа экономики» Александр Шпунт:

- Об этом ярко свидетельствует феномен, проявившийся на проспекте Академика Сахарова 10 августа. По нашим данным, 40% участников – это люди из регионов. Что это значит? Это значит, что митинг этот совсем не московский, он масштаба общефедерального. Настолько не удовлетворены запросы региональных избирателей, что они садятся на самолет и летят рассказывать об этом Москве.

Вырисовывающаяся новая тенденция выборов – так называемый «state management» - людям становится без разницы, кто будет решать их проблемы. Если их не решают в регионе, они выходят в федеральное пространство. На Проспект Сахарова люди из регионов были вытащены, как магнитом. В прошлом же такая проблема не стояла так остро, и во многом эта брешь – следствие реального отсутствия в регионах работающих оппозиционных сил, подытоживает эксперт.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter