Posted 25 мая 2018, 17:24

Published 25 мая 2018, 17:24

Modified 7 марта, 16:54

Updated 7 марта, 16:54

Австралия и Нидерланды требуют компенсации от России. Что дальше?

25 мая 2018, 17:24
Австралия и Нидерланды официально обвинили Россию в крушении малазийского Boeing MH17 в Донбассе в июле 2014 года, их поддержали США, призвавшие Россию признаться в своей причастности к авиакатастрофе.

"Исходя из выводов международной следственной группы, теперь Нидерланды и Австралия убеждены, что Россия несет ответственность за развертывание Бука, который сбил MH17. Мы требуем от России взять на себя ответственность и полностью сотрудничать в установлении правды и справедливости для жертв полета MH17 и их родственников", - сказал министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок.

России предложили присоединиться к переговорам, иначе дальнейшим шагом будет иск в Европейский суд по правам человека. Президент России Владимир Путин в свою очередь заявил, что Россия может признать результаты следствия, если будет принимать в нем полноценное участие.

Напомним, что Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, потерпел крушение 17 июля 2014 года в зоне боевых действий над Донбассом, упав на территорию, контролируемую сепаратистами. Погибли все 298 человек, находившихся на борту, большинство из них были гражданами Нидерландов, летевших на отдых в Малайзию.

Накануне Международная следственная комиссия заявила, что зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) "Бук", который по её версии сбил самолёт, прибыл из 53-й зенитной ракетной бригады, расположенной под Курском. Главным доказательством такого вывода стали уникальные признаки машины под номером 302, которую снимали на всём маршруте. А сегодня также были названы имена офицеров, которых считают причастными к трагедии.

"Власти Нидерландов заявили о намерении создать отдельный трибунал для выявления виновных в авиакатастрофе под Донецком и попросили Россию предложить компенсации семьям жертв крушения, - пишет Илья Варламов. - Bellingcat (журналистская группа, - прим.ред.) также называет бывшего главу ЛНР Игоря Плотницкого одним из причастных к авиакатастрофе".

Телеграм-канал издания "Медуза" озвучивает российскую позицию по выдвинутым обвинениям от пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова: "Россия не доверяет расследованию Международной следственной группы, которая установила, что "Боинг" был сбит из российского "Бука". По поводу доклада Bellingcat ничего не могу сказать, не видел материалов и не знаю, на основе чего они сделаны".

Минобороны тем временем утверждает, что ракета, которой был сбит "Бук", не стоит на вооружении российской армии: "Предельным сроком эксплуатации ракеты, двигатель от которой был продемонстрирован голландской комиссией в минувший четверг, был 2011 год, после которого все ракеты данного года выпуска были изъяты, списаны и отправлены на утилизацию. Однако все это безусловно касается исключительно российских подразделений ПВО, получавших и получающих необходимое и исправное ракетное оружие от единственного предприятия-изготовителя, также расположенного в России".

"Совместная следственная группа разыскивала двух человек по делу о сбитом "Боинге" - Николая Федоровича с позывным "Дельфин" и Андрея Ивановича с позывным "Орион". Их переговоры были перехвачены СБУ, но личности были неизвестны, - продолжает телеграм-канал "Медузы". - На последней пресс-конференции 24 мая, где показали части ракеты, которой, предположительно, был сбит "Боинг", следователи не называли имен подозреваемых. Личности "Дельфина" и «Ориона» установили исследователи Bellingcat и российского издания The Insider.

"Дельфин" был раскрыт в декабре 2017 года. Это главный инспектор Центрального военного округа, генерал-полковник Николай Ткачев. С "Орионом" он общался на ты, а тот отвечал вы. Как утверждают Bellingcat и The Insider, Ткачев выше по званию: "Орион" - генерал-лейтенант.

Личность "Ориона" раскрыта на пресс-конференции 25 мая. Это Олег Владимирович Иванников из ГРУ. Его вычислили по характерному высокому голосу, заказу в онлайн-магазине (он заказал маску на адрес ГРУ) и приложению Get Contact, которое собирает номера телефонов и показывает, под какими именами они записаны у разных людей.

С 2004 года он был председателем Совета безопасности Южной Осетии под именем Андрея Лаптева, а потом под тем же именем занимал пост министра обороны республики. Хотя он занимал публичный пост, его официальных фотографий нет. Знакомым Лаптева дали послушать голос Иванникова, и они сказали, что это один и тот же человек.

Иванников участвовал в командовании на Украине ЧВК "Вагнер" и сепаратистами, а указания получал только от Ткачева. Как Ткачев и Иванников связаны с транспортировкой "Бука", неизвестно. В одном из разговоров Иванников говорит, что "Бук" "есть" и угрожает сбивать самолеты украинцев. Где Иванников сейчас, неизвестно. Его жена говорит, что еще полтора месяца он будет недоступен.

Главный редактор издания The Insider Роман Доброхотов, который участвовал в расследовании:

Олег Иванников, скорее всего, до сих пор работает в ГРУ. Или как минимум работал в 2017 году. Его телефон обнаружился в базе данных клиентов теперь уже закрытого онлайн-магазина, он купил маску для бега на большой высоте".

Андрей Илларионов так комментирует идею, что представители России должны тоже участвовать в следствии: "Представители первых четырех стран входят в ОСГ, поскольку в результате ракетной атаки на борту рейса МН17 погибли граждане этих государств:Нидерланды – 193, Малайзия – 43, Австралия – 27, Бельгия – 4. Представители Украины входят в состав ОСГ, поскольку: пассажирский лайнер был сбит в воздушном пространстве Украины ракетой, выпущенной с оккупированной территории Украины; обломки самолета и тела жертв упали на территорию Украины.

А какие основания существуют для включения представителей России в состав ОСГ? Граждан России среди пассажиров борта МН17 не было. В составе экипажа самолета российских граждан не было. Самолет Боинг 777-200ER был построен не в России. Самолет не принадлежал ни российскому государству, ни какой-либо российской авиакомпании. Рейс МН17 вылетал не из российского аэропорта и не следовал в российский аэропорт. Самолет был сбит не в воздушном пространстве России. Его обломки и останки погибших упали не на территорию России. Какое же отношение к гибели рейса МН17 и, следовательно, к расследованию теракта, проводимому Объединенной следственной группой, имеют представители России?"

"Bellingcat возглавляет англичанин Элиот Хиггинс, - пишет Андрей Нальгин. - И такой подход следствия достоин сожаления, ибо репутация этого джентльмена как минимум неоднозначна. Его не раз ловили на подгонке фактов под выводы, а применяемые им методы "анализа" фотографий и позиционирования их по "узнаваемым" фрагментам рельефа более-менее авторитетные эксперты считают гаданием на кофейной гуще – в лучшем случае. Тем не менее, международные следователи пошли по тому же пути, что и Bellingcat. Разве что компьютерная анимация в их исполнении более профессиональна.

Впрочем, у следственной группы (JIT) есть и веские материальные доказательства. Это две части зенитной ракеты системы "Бук" серии 9M38, найденные на востоке Украины в районе крушения "Боинга": сопло и корпус ракетного двигателя. По версии следствия, именно ей был сбит авиалайнер. И хотя российские эксперты из концерна "Алмаз-Антей", производящего "Буки", в ходе натурных экспериментов продемонстрировали неизбежность разрушения этих элементов при боевом применении ракеты, их информация во внимание принята не была"...

"Никаких доказательств, конечно же, представлено не было, - пишет телеграм-канал МИД России, - Если не считать красочно оформленного видеоролика, снятого на основе данных, сфабрикованных блогерами агентства "Бэллингкэт", которые ранее уже были уличены в подтасовках фактов в поддержку гипотезы о российской причастности к крушению авиалайнера.

Вызывает недоумение и то, что ССГ выдвинула данную версию событий в тот момент, когда в России еще не завершено изучение запросов прокуратуры Нидерландов об оказании правовой помощи.

Отмечаем, что в продемонстрированных на пресс-конференции материалах был проигнорирован значительный объем информации, предоставленный Россией ССГ. Ничего не говорилось об оказанной нами помощи в расследовании. Авторы презентации забыли упомянуть о том, что мы принимали в Москве голландских экспертов и следователей прокуратуры, рассекретили и передали следствию технические и конструкторские данные ракет системы "Бук", предоставили результаты натурного эксперимента, выполненного производителем этого типа зенитно-ракетных комплексов АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей"...

"Перед нами "дело Скрипалей 2.0". - пишет Анатолий Несмиян. - Подход один и тот же: до окончательного юридического закрепления факта делаются политические выводы, которые должны привести к политическим решениям. После этого исходная точка - с чего всё началось - уже не имеет никакого значения. Для обывателя останется тема "было-не было", но политики уже будут иметь дело с последствиями, которые никто и никогда уже не переиграет. Ну и что, что госсекретарь Пауэлл немного ошибся, предполагая наличие у Ирака химического оружия? Фарш обратно не провернешь, миллион убитых не воскресишь, разрушенный регион не восстановишь. А потому вопрос закрыт...

Теперь к перечню обвинений Кремля и высшего руководства России добавляются и новые - военные и против человечности. Поставка систем ПВО некомбатантам - преступление, которое по версии Запада, получило продолжение в виде еще одного преступления - уничтожения гражданского самолета.То, что "Бук" был на территории ополчения - факт. То, что он стрелял, и именно по этому самолету - не факт, но мы уже проехали этот момент, а перешли сразу к резолютивной части - к выводам. Теперь не Стрелков, не Хмурый и не министр обороны Южной Осетии, сопровождавший Бук на Донбасс, становятся фигурантами преследования, речь идет о руководстве России, о чем Нидерланды и Австралия уведомили официальным порядком Кремль.

Не стоит думать, что какие-то Нидерланды - пыль под ногами у великой супердержавы России. Грузооборот только одного Роттердамского порта, скажем, в четыре раза превышает объемы поставок той же Роснефти. Да и Австралия - один из серьезнейших игроков на поле сжиженного природного газа"...

"Почему опасно идти в международный суд? - пишет Андрей Манзолевский. - Потому что, даже чувствуя себя полностью невиновным, оказавшись в европейском суде, Россия будет моментально превращена в обвиняемого. Москва много раз пыталась участвовать в следствии, предоставляла материалы и делала заявления. Но, пора признать, что никто от нашей страны не отстанет, потому что больше некого делать виновным. А обвинить нужно, хочется и даже чешется. И как только Россия вступает в переговоры, процесс будет не остановить.Все прекрасно понимают, что никаких доказательств уже не появится. Их как не было, так и нет. И сейчас вопрос лишь в том, у кого больше влияния, давления и терпения на перекидывание фразами "Вы виноваты" - "Мы не виноваты".

Еще несколько лет назад российских представителей пытались заставить "извиниться" за Боинг, но это сродни походу в суд - пути назад уже не будет. Теперь же речь пошла о компенсациях, правда, из текста заявления не совсем ясно, о деньгах ли речь.Однако обсуждение началось именно "материального возмещения", и тут-то рассуждения мои зашли в тупик.

По версии опять же Запада, ответственность за небо и землю несет Украина, и Киев много раз просили "закрыть небо", но жадины не хотели терять деньги. То есть на том, что самолеты над Донбассом тогда еще летали, зарабатывала Украина. Но ответственности нести не хочет.Итак, это украинская земля, по мнению "западных коллег". А значит, разбирательство - дело сугубо украинское. Как и различного рода "компенсации". Киев ведет войну против Донбасса, именно поэтому крушение МН-17 стало возможным. Так причем тут компенсации из российского бюджета?

"Бук" действительно российский. Как и Калашников, и любое другое российское оружие, и оно не может быть НЕ российским. Манипулировать тем, что любой БУК сделан в СССР/России - это примерно то же переобувание в прыжке, что и с зоной ответственности на территории Донбасса".

Подпишитесь