Posted 22 декабря 2003,, 21:00

Published 22 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Сверхсрочная отсидка

22 декабря 2003, 21:00
На этой неделе Люблинский райсуд столицы рассмотрит иск бывшего заключенного, который отсидел в тюрьме на два с половиной месяца больше определенного ему согласно приговору суда срока. Бывший зек надеется, что государство хотя бы выплатит ему недополученную на «свободе» зарплату.

Григория Ваньяна арестовали 17 сентября 1998 года. 2 апреля 1999 года Люблинский райсуд Москвы признал его виновным в хранении наркотиков с целью сбыта в особо крупном размере и приговорил к 7 годам лишения свободы. Осужденный обжаловал приговор в Московском городском суде. 16 ноября 2000 года Мосгорсуд переквалифицировал обвинение из хранения наркотиков с целью сбыта в хранение без цели сбыта и снизил наказание Григорию Ваньяну с 7 лет до 2. Причем в мотивировочной части приговора судья Мосгорсуда написал, что Люблинский районный суд, «правильно установив фактические обстоятельства дела, дал им в приговоре неправильную юридическую оценку». 30 ноября 2000 года Григорий Ваньян вышел на свободу. К тому времени осужденный на 2 года лишения свободы он провел под стражей (из-за судебной волокиты) 2 года 2 месяца и 13 дней.

Теперь бывший заключенный добивается компенсации за сверхсрочное время, проведенное на нарах. В исковом заявлении Григорий Ваньян ссылается на Конституцию и Гражданский кодекс, которые обязывают государство «возместить вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц». Опрошенные «Новыми Известиями» адвокаты считают требования бывшего осужденного справедливыми. Так Павел Астахов утверждает, что «если человека поместили под стражу, а потом оправдали, независимо на какой стадии, хоть во время следствия, хоть после решения суда первой инстанции, которое отменил суд второй инстанции, он имеет право на компенсацию».

Однако закон обязывает государство компенсировать только материальный ущерб, то есть невыплаченную человеку за время незаконной отсидки в тюрьме зарплату. Оператор Московского нефтеперерабатывающего завода Григорий Ваньян попал за решетку в самый разгар финансового кризиса 1998 года, и при расчете компенсации суд будет исходить из его докризисной зарплаты в 2 тыс. рублей. Компенсацию морального вреда за пребывание в тюрьме российское законодательство не предусматривает.

"