Posted 22 октября 2008,, 20:00

Published 22 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:40

Updated 8 марта, 07:40

Думский долгострой

Думский долгострой

22 октября 2008, 20:00
На ближайшем пленарном заседании Госдума будет рассматривать законопроект «Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса», который еще в 2003 году внес в парламент Иосиф Кобзон, пытаясь таким образом бороться с певцами «под фанеру». Инициатива г-на Кобзона не одинока – сейчас в

Эксперты говорят, что в думских кабинетах с каждым годом скапливается все больше идей, «которые могли бы облегчить жизнь граждан». Однако по разным причинам в законы они не превращаются, а «лежат мертвым грузом годами, а иногда и десятилетиями». «Какой законопроект будут рассматривать, а какой нет, во многом зависит от думского начальства – сейчас это фракция «Единая Россия», – говорит «НИ» президент института современной политики, бывший депутат Владимир Лысенко. По мнению эксперта, «единороссы» «считают себя монополистами на все законопроекты» и жестко разбираются с идеями, «которые не включены в ее реестр». Такое поведение коллег депутат от фракции КПРФ Виктор Илюхин объясняет просто: «Единороссы» на всех углах кричат, что все делают и решают только они». «А когда появляется закон от оппозиции, думают – как так, закон прекрасный, а придуман не нами?» – говорит «НИ» депутат. Он уверен, что именно по этой причине «пропали» в Думе многие законопроекты коммунистов. Например, по его словам, уже три года не хотят рассматривать поправку в жилищное законодательство. «Там мы пытаемся добиться, чтобы из общежития нельзя было людей выселять без предоставления им другого жилья. Но его упорно не выносят на обсуждение», – говорит г-н Илюхин. По мнению депутата, такая волокита в данном конкретном случае оборачивается конкретными проблемами конкретных людей. «Их выгоняют на улицу, и сколько появляется обиженных, обделенных, сколько горя, слез!» – тяжело вздыхая, привел пример депутат.

Виктор Илюхин также уверен, что если бы власть иногда прислушивалась к оппозиции, страна начала бы бороться с коррупцией еще в прошлом веке. Направленный на это законопроект был внесен еще в 1996 году, но тогда президент Борис Ельцин дважды отклонил его. «Ведь мы же тоже писали и о декларировании доходов чиновников, и обо всем на свете. И если бы приняли хотя бы один из вариантов нашего закона 12 лет назад – уже была бы наработана огромная практика как в законотворчестве, так и в реальном противодействии коррупции. Урон за эти годы нашему государству нанесен колоссальный, как материальный, так и нравственный и даже людской», – заключил парламентарий.

Между тем политолог Владимир Лысенко утверждает, что не все «неугодные» проекты пропадают в недрах Думы. «Бывают, что идею оппозиционных депутатов не пропускают, а через какое-то время появляется аналогичный законопроект, но уже от «единороссов» и его тут же принимают», – говорит «НИ» эксперт. «Придумываешь законопроект, пишешь, а потом приглашаешь «единороссов», чтоб они его заявили. Обидно конечно, но успокаиваешь себя, что проблемы в стране решаются», – подтверждает г-н Илюхин.

В последнее время депутаты начали жаловаться на такую несправедливость в Госдуме руководству страны. В сентябре про плагиат со стороны коллег премьер-министру РФ Владимиру Путину рассказали депутаты из «Справедливой России». В ответ г-н Путин согласился, что «законопроект все же должен быть реализован в авторском оформлении». За помощью к премьеру в этом месяце обращались и депутаты от КПРФ. «Мы рассказали Владимиру Путину о том, что «единороссы» не хотят рассматривать наш проект закона «Об оппозиции», – сообщил «НИ» депутат Вадим Соловьев. Инициатива эта была внесена в Госдуму еще в 1996 году и предусматривает наделение оппозиционных партий правовыми гарантиями: например, при формировании думских комитетов в Госдуме или гарантиями выступать на радио и телевидении. Также там прописана норма о повышенной защите оппозиционеров от провокаций со стороны спецслужб и многое другое. «Уже десять лет проект этот болтается в Думе, о чем мы премьеру и рассказали. Идея ему понравилась, и он пообещал, что в течение года ее рассмотрят. Получается, что нам нужно убеждать не своих коллег в Думе, а выходить на премьера и на президента. И когда они добро дадут, значит, и «Единая Россия» тоже проголосует», – говорит Вадим Соловьев. Доходит даже до смешного, жалуются главе правительства на думское большинство даже сами региональные «единороссы». В конце сентября Владимир Путин заявил, что даже если вносимые региональными законодателями инициативы «непроработанные, но в целом правильные, не надо их отклонять». После этого федеральные депутаты выступили с идеей отправлять каждый региональный законопроект на специальную экспертизу, то есть еще более забюрократизировать процедуру его прохождения.

Впрочем, в Госдуме годами лежат не только депутатские инициативы. «Например, с 2000 года маринуют важный законопроект Верховного суда», – говорит «НИ» депутат от «Справедливой России» Олег Шеин. В частности, судьи предлагают принять норму, согласно которой граждане могли бы судиться с властью не в районе и не в областной инстанции, а в специальном межрайонном или межрегиональном судах. Тогда местная власть не имела бы возможности оказывать давление на принятие решений. «Не рассматриваются по нескольку лет и президентские законопроекты, которые Владимир Путин внес, и даже законопроекты Бориса Ельцина до сих пор лежат», – продолжает г-н Шеин. Но самое смешное, по его словам, что исполнилось 10 лет с момента, как в Госдуме лежит проект закона «О порядке рассмотрения законопроектов в Госдуме», который и позволил бы урегулировать процедуру рассмотрения вносимых документов.

Между тем представители «Единой России» утверждают, что это не они виноваты в том, что законопроекты помногу лет не выносят на обсуждение. «Например, если нет заключения правительства на законопроект, который требует изменения в бюджет, мы не можем вынести его на заседание. Или когда вносятся поправки в Уголовный кодекс, то без отзыва правительства и Верховного суда мы тоже не имеем права его рассматривать», – объясняет «НИ» депутат Павел Крашенинников. Кроме того, по его словам, еще по некоторым законопроектам «нет единодушия между правительством, администрацией президента или Госдумой». «Не могут они договориться, и все тут. И в Думе знают, что у президента есть «право вето», а работать вхолостую не кому не хочется. Поэтому многие проекты и лежат», – говорит депутат.

Между тем эксперты утверждают, что иногда под сукно попадают законопроекты, «которые затрагивают какие-то личные интересы отдельных депутатских групп». «Тогда эти парламентарии, независимо от их партийной принадлежности, договариваются и пытаются затормозить проекты, которые их не устраивают», – говорит «НИ» Владимир Лысенко. Документы переходят из кабинета в кабинет, автору везде говорят «извините, ваш проект немного задерживается». И это может длиться бесконечно, если у депутата нет в Госдуме хорошей поддержки», – сообщил эксперт.

ВО ФРАНЦИИ ЗАТОРМОЗИТЬ ЗАКОН МОЖЕТ ЛИШЬ ПОЛЕМИКА ПАРТИЙ

Французская конституция определяет жесткие сроки рассмотрения и принятия в парламенте только двух законов – о бюджете и финансировании системы социального страхования. Они принимаются ежегодно, и ими парламентарии должны заниматься в первую очередь. В частности, проект закона о финансировании социального страхования должен быть подан в секретариат Национального собрания не позднее 15 октября данного года, а если это число приходится на выходной, то не позднее следующего за ним рабочего дня. С этого момента включается счетчик. Если нижняя палата в течение 20 дней не высказала своего мнения в первом чтении, проект передается сразу в сенат. А если парламент в целом промурыжил документ более 50 дней, то правительство вводит его в силу своим постановлением, имеющим силу закона. Судьба других законов так строго не расписана и зависит от накала градуса разногласий по предмету закона между правящим большинством и оппозицией. Чем острее дебаты между ними, тем чаще проект направляют на доработку в комитеты и комиссии, тем больше в него вносится поправок. Один из примеров – многострадальный закон о биологической этике. Использование человеческих эмбрионов для получения стволовых клеток требовал новых законодательных рамок. Научная общественность, врачи, исследователи почем зря клеймили политиков за «преступное» затягивание сроков. Сначала медлило правительство с предложениями по его проекту. В парламенте его ожидали еще в 1999 году, но только в 2000 году тогдашний премьер-социалист Лионель Жоспен обещал, что представит его весной 2001 года. В конце 2001 года бумага легла, наконец, на стол секретаря Национального собрания, и после горячих дебатов, но небольших поправок, нижняя палата почти единогласно приняла его в первом чтении в январе 2003 года. В сенате был иной расклад политических сил, и там проект завернули на доработку. В конце концов через год под усилившимся общественным давлением его все же приняли. Но он не так уж значительно отличался от своего предшественника – сильно устаревшего закона от 1994 года.
Александр МИНЕЕВ, Париж


В ПОЛЬШЕ «ПАРТИЯ ВЛАСТИ» НЕ ЛЮБИТ ЗАКОНЫ ОППОЗИЦИИ

За год правления партии Дональда Туска «Гражданская платформа» нынешним сеймом были утверждены всего лишь 28 законов из 138 предложенных депутатами польского парламента. Как утверждает парламентская оппозиция, виной всему намеренное блокирование нужных стране законов спикером сейма Брониславом Комаровским, который «заморозил» более половины из предложенных проектов (87 из 132), даже не представив их на рассмотрение парламента в распечатанном виде. Из принятых законов к важным, по мнению оппозиции, можно отнести только принятие закона о бюджете. «Такая непродуктивность сейма не может не удивлять и выглядит по меньшей мере странно. В моей политической практике такого до сих пор не встречалось», – заметил «НИ» представитель Сената от оппозиционной партии «Право и Справедливость» Петр Анджеевский. По словам оппозиционеров, в столе спикера нижней палаты парламента уже около полугода пылятся такие важные законы, как оказание материальной помощи малоимущим семьям, повышение зарплат врачам и учителям. В «замороженном состоянии» находится и очень важный проект закона о свободе предпринимательской деятельности, который, по мнению разработчиков, должен изрядно облегчить гражданам как открытие частного предприятия, так и само ведение предпринимательской деятельности. Это притом, что проект закона был передан спикеру парламента еще в ноябре прошлого года. Пресс-секретарь сейма Ярослав Щепанский, однако, заявил «НИ», что работа над рассмотрением проектов законов ведется в рамках существующего законодательства, которое позволяет спикеру парламента придерживать их до полугода, а в исключительных случаях и до года. Согласно статистике среднее время на рассмотрение обычного проекта закона в польском парламенте составляет 234 дня, для проекта рассматриваемого в строчном режиме – 36 дней. Но, как с горькой иронией замечают оппозиционные депутаты, «своя рука – владыка»: для рассмотрения, как правило, в первую очередь предлагаются законы, важные для правящей партийной коалиции. И всячески блокируется законодательная инициатива оппозиционной части парламента.
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава

"