Posted 22 ноября 2018, 05:43
Published 22 ноября 2018, 05:43
Modified 7 марта, 16:34
Updated 7 марта, 16:34
Эти вопросы «Новые Известия» задали представителям промышленной отрасли, экспертам по питанию, политологам и экономистам.
Волна негодования разрослась не на пустом месте. Страна, где половина населения выживает благодаря дешевым продуктам мясопереработки, ментально не готова к самоограничениям в еде. По-прежнему остается немало семей, где мясо и нормальные продукты себе могут позволить только по праздникам. В этих условиях начинать дрессировать и обкладывать налогами людей, чтобы отучить от "вредных привычек" - по меньшей мере, жестоко. Многие высказавшиеся на тему эксперты назвали авторов идеи об акцизе на колбасу людьми, оторвавшимися от российских реалий.
Всё началось в ночь с воскресенья на понедельник, 19 ноября. Газета «Известия» со ссылкой на нацпроект «Демография» и инициативу экспертного совета при Правительстве России сообщило о введении акциза на продукты переработки красного мяса — колбасу, сосиски, бекон и т.д.
«Предложение о налоге представлено в отзыве совета на программу «Укрепление общественного здоровья», которая входит в национальный проект «Демография». Для стран с уровнем доходов граждан, как в России, член Экспертного совета Дарья Халтурина предлагает рассмотреть акциз на переработанные мясопродукты в размере $2,41 за 1 кг (чуть более 160 рублей за 1 кг), ссылаясь на исследование ученых из Оксфорда», - сообщили Известия. Озвучивалось, что реализация данной инициативы приведет к росту цен на колбасные изделия и продукты переработки красного мяса разом на 30%. Издание также ссылалось на якобы одобрение акцизов на колбасу российским Минздравом.
Новость тут же растиражировали крупнейшие издания и информационные агентства: РИА-Новости, Интерфакс, Коммерсант, РБК и т.д. Акценты в сообщениях при этом ставились на необходимость принятия мер в целях повышения национального здоровья и повышения продолжительности жизни граждан России. Многие восприняли информацию серьезно, поскольку сообщения выдавались вполне себе в риторике нацпроектов, входящих в майские указы 2018 года.
Инициатором проекта назвали Дарью Халтурину – члена Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. В течение дня она отвечала на вопросы, и уже к вечеру вышла в прямые эфиры федеральных телеканалов.
Вот выдержки из ее выступлений:
«Наше предложение было, собственно, не то чтобы повысить исключительно акцизы на вредные продукты, а перераспределить налоговую нагрузку с более здоровых продуктов питания на более вредные. Сотнитысячные исследования показывают, что есть всего две группы вредных продуктов: газировика и переработанные мясопродукты, которые повышают заболеваемость населения и риски смертности. Однозначно эти продукты повышают риски смертности примерно на 23 процента. И вопрос о том, хотим мы, чтобы наши граждане жили дольше или не хотим. Вот и все. Перераспределение акцизов приведет к удешевлению полезных продуктов и увеличению цен на колбасные изделия», - сказала она.
Инициатива экспертного совета появилась в результате безуспешной попытки ввести маркировки на полезные и вредные продукты питания, добавила она.
«Предложение связано с тем, что совет наблюдал, как Минздрав безуспешно пытался ввести маркировку на полезные и вредные продукты. Это блокировалось промышленным лобби, и маркировка не проходит. Остаются налоговые меры, потому что мер не так много. В общем и целом можно, конечно, идти информационным путем, другой путь – информирование путем маркировки. Тогда давайте попросим наше правительство, чтобы оно перестало слушать промышленное лобби и, наконец-то, ввело маркировку на вредные продукты и полезные продукты. Но в общем и целом борьба с продуктами, вызывающими зависимость, работают ценовым путем».
«Мы чуть ли не на первом месте по потреблению в мире вредных и жирных продуктов, в том числе, этих вредных мясопродуктов. А все почему? Потому что, если зайти в магазин – упаковка салата или орехов – это достаточно дорого для среднего потребителя, тем более для пенсионера. Именно в связи с этим мы ставим вопрос о том, чтобы субсидировать полезные продукты. Тогда стает вопрос – за счет чего? Мы предлагаем это, как вариант, за счет налогообложения повышенного вредных продуктов. Это такой вариант, который, безусловно, приведет к оздоровлению нации», - сказала Дарья Халтурина.
Ничего неизвестно, насколько серьёзно само Правительство России готово взяться за введение акциза на колбасу. Сама Дарья Халтурина не ответила на вопросы о том, каким процентным соотношением экспертный совет продвигает эту идею.
Но уже в этот же день Минздрав России открестился от поддержки предложения об акцизе на колбасу. В эфире России-24 министр Вероника Скворцова лично заявила, что в её ведомстве согласны с выводами Всемирной организации здравоохранения о вреде колбасных изделий, но не поддерживает идею ввести акцизы на них в России. В Минздраве считают проблему непростой, потому что россияне любят колбасы, кроме того, они доступны по цене, добавила Вероника Скворцова.
Затем против акциза на колбасу высказался Минсельхоз России. «Министерство не считает данную инициативу целесообразной, обоснованной и в достаточной степени проработанной, в том числе в части возможных ценовых рисков для российских потребителей", - говорится в сообщении ведомства. В Минсельхозе также добавили, что считают российские мясопродукты соответствующими международным нормам.
Эксперты между тем углядели в спорах о колбасе признаки различных процессов. Были мнения о назревающей нехватке в стране красного мяса из-за ситуации с санкциями. Кто-то сделал выводы о банальном усилении фискальной политики и поиске дополнительных источников сбора средств с населения для пополнения казны. Кто-то решил, что это был обычный промах журналистов. Иные сочли, что это инициированный политтехнолгами замер на какие-то готовящиеся более серьёзные налоги для россиян. Так или иначе убедительной точки в вопросе о колбасе, по общим ощущениям, поставлено не было.
«Новые Известия» спросили представителей от мясной промышленности, агрохолдингов, политологов, экономистов, специалистов по питанию, как они интерпретируют для себя событие. Новость рождается в недрах правительства, распространяется в ведущих ГосСМИ, а потом столь же резко гасится устами профильных министерств. Что это было?
Дмитрий Потапенко, экономист, предприниматель, управляющий партнёр Management Development Group:
- Что тут можно сказать? Только то, что им там дурь новую завозят. В последнее время штормит их по полному: то колбасу, то газировку уничтожить, то тунеядцев, то самозанятых. По-моему, люди просто развлекаются в открытой форме. К здоровью нации это не имеет отношения даже близко, это будет убийство отрасли полностью. Колбаса – это изобретение ещё советской власти: у людей просто не было денег на животный белок. С тех пор это не изменилось. Чтобы люди питались здоровой пищей, нужно поднимать благосостояние, а не уничтожать целые отрасли производства, которые долгими годами поднимались не благодаря, а вопреки.
- «НИ»: Вы допускаете, что акциз на колбасу может быть связан с назревающим дефицитом мясного сырья? Может, в стране просто заканчивается мясо?
- Никакой взаимосвязи с количеством в стране мяса у этой идеи нет. Они обкладывают налогами всё, что движется и не движется. Ситуация доходит до абсурда, я даже предложил им более прогрессивную ситуацию: ввести налог, который я называю «ПОТОМУЧТО», причём – большими буквами. Универсальный налог! А почему? А «ПОТОМУЧТО» и не морочить голову себе и людям в попытках как-то с точки зрения здравого смысла объяснить сборы с населения.
- «НИ»: Акциз введут или нет?
- Я всё-таки надеюсь, что нет. Никакого экономического обоснования для ухудшения положения как производителей, так и потребителей нет вообще. Когда стагнирует экономика, все налоги и акцизы нужно, наоборот, снижать и уменьшать базу себестоимости для всех участников и игроков рынка. И товаропроизводителей, и переработчиков, коими являются все производители колбас. Собственно, так и происходит во всём мире, кроме нашей страны, у которой особый путь: «ПОТОМУЧТО».
Андрей Блинов, предприниматель, специалист по здоровому питанию, бывший начальник общего отдела ОАО «Удмуртская птицефабрика»:
- Всем очевидно - чтобы улучшать здоровье граждан, нужно не цены на колбасу повышать (да вообще на любые продукты), а повышать уровень доходов граждан и уровень их образования. Для начала нужно, чтобы у людей был выбор между покупкой тех или иных продуктов, чтобы они эту здоровую еду себе в принципе могли позволить.
Более того, акциз на колбасу эти самые отношения людей с колбасой вообще никак не изменит. Современная пищевая наука достигла такого уровня, когда колбасу можно купить по любой цене. Сегодня заказчик просит колбасу, он говорит: сделайте нам колбасу за 20 рублей за килограмм (по себестоимости) - и ему сделают. Сделайте сосиски по 15 рублей за килограмм - и ему сделают. Что будет в этом продукте? Больше там, конечно, чего-то не будет, чем будет: шкурки, загустители, эмульсии, специи, красители, ароматизаторы, запах колбасы могут добавить. И люди все равно будут это есть.
Когда я спрашивал, какие цены производители предлагают за колбасу, мне назвали диапазон от 20 до 2000 рублей за килограмм (себестоимость). Вы скажете – невозможно. А производители говорят, что могут. Потому что технологии позволяют. И потому что исторически так сложилось, что эрзац – это продукт спасения населения.
В то же время разговоры о канцерогенах в дешёвой колбасе мне не понятны. В колбасе за две тысячи рублей канцерогенов может быть даже больше, чем в колбасе за 20 рублей. Потому что любое красное мясо глубокой переработки не полезно. Точно также продукт может быть великолепен и канцерогенен. Например, в Чехии и в Германии люди едят просто огромное количество красного жареного мяса (вот эти все колбаски баварские). Это запивается большим количеством пива. И все это становится огромным количеством нитрозных веществ в нижних отделах твоего кишечника. И все это провоцирует очень часто колоректальный рак. Чехи первые в мире по этому заболеванию.
Если акцизы введут, ничего не изменится со здоровьем граждан. Колбаса – давно не критерий уровня жизни граждан. Сейчас пищевая отрасль может удовлетворять любой спрос. Сама по себе колбаса – это такая чудесная размытая вещь, что цены на нее не изменятся даже после введения акцизов. Если вводить оправданный акциз, надо вводить его не на колбасу, а на действительно те продукты, которые разрушают человека. Акцизы должны быть обусловленными. Самый назревший такой продукт, тот, что действительно требует внимания Минздрава- это газированные напитки. Вот там мы четко знаем, что такое. Основной компонент сахар: человек это выпивает и получает такой нехилый биохимический удар, что никакая колбаса рядом не стояла. Есть сегодня в России гораздо больше вредных продуктов, чем колбаса. Но на них внимания почему-то никто не обращает.
Сергей Юшин, глава Национальной мясной ассоциации:
- В Госдуме этот проект не обсуждается и вряд ли до этого дойдёт. Это был чистый вброс на основании письма от экспертного совета, в котором предлагалось введение акциза. Я думаю, что реализации эта идея не получит. А обоснование в виде перераспределения субсидий от вредных продуктов к полезным – вы о чем? Не собираются этого делать, конечно же. У нас килограмм орехов стоит 2000 рублей, литр оливкового масла стоит 1000 рублей. Какое перераспределение? Как, забрав у колбасы субсидии или введя на неё налог, можно перераспределить её в отношении орехов и масла? У нас денег не могут найти даже на систему дополнительного питания в рамках продовольственных карточек. В действительности перераспределение это никто не обсуждает. Я думаю, это были фантазии редкого члена экспертного совета, а у правительства нет планов на колбасу.
Дмитрий Востриков, исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз»:
- На наш взгляд, предложение об акцизе на колбасу было из серии «хотели как лучше, а получилось как всегда». Инициатива по введению акцизов для нас была неожиданной и очень противоречивой. Во-первых, она не обоснована. Научными исследованиями, подтверждающими вред и опасность колбасы для здоровья, мы не располагаем. Кроме того, категория «вредности», как и «полезности» слишком субъективна: все хорошо в меру. Во-вторых, введение акцизов однозначно спровоцирует рост полочных цен. И в итоге за все заплатит потребитель. В условиях низкой покупательной способности и тренде на усиление фискальной нагрузки (НДС, экологический сбор), у производителей просто не будет возможности сдерживать цены. Это в свою очередь скажется и на без того снижающемся спросе на категорию, что только усугубит ситуацию на рынке мясопереработки.
Кроме того, введением акцизов могут воспользоваться недобросовестные игроки: велики риски снижения качества продукции в погоне за конкурентной ценой.
Данный налог разрушит рынок, если будет введен. Ввиду того, что в последние годы спрос на колбасы и мясные деликатесы падает (основная причина - снижение реальных доходов населения и общий рост цен), акцизы негативно отразятся на развитии отечественного рынка мясопереработки, произойдет сокращение производства, и некоторые предприятия будут вынуждены уйти с рынка. Более правильно с точки зрения заботы о здоровье населения – объективно информировать людей в школах, ВУЗах, на телевидении и в интернете о том, на чем строится здоровое питание, а не вводить дополнительные сборы с бизнеса, за которые в конечном итоге заплатит потребитель.
Отвечая на вопрос о том, могут ли быть связан рост цен на колбасы с дефицитом мясом, мы говорим – нет. В основе обсуждений этот мотив точно не лежит. Проблем с сырьем в стране мы не наблюдаем. Более того, по мясу кур мы видим перепроизводство со снижением отпускных цен и уходом некоторых предприятий с рынка, по производству свинины Россия близка к полному самообеспечению. Тогда как акцизный удар по мясоперерабатывающим предприятиям наоборот резко снизит спрос на сырье. Мы, скорее, склонны предполагать, что эта опрометчивая инициатива ради инициативы.
- Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики:
- Вообще история с колбасой очень удивительная. У меня складывается ощущение «теории заговора», как будто всё это придумывают люди, которые хотят дестабилизировать обстановку в государстве. Колбаса на языке политтехнологов – это синоним слова деньги. Если речь идёт о финансах, которые нужно затратить на избирательную кампанию, провести концерты, раздать подарки, всегда это звалось «колбасой». «Колбаса» - это самый скрепляющий электорат клей, который приводит к победе. Почему государство решило нанести удар в сердце своей же стабильности, по той самой колбасе, которая последние годы обеспечивала власти более-менее равновесную сохранность - для меня большая загадка! Озвучиваемые проценты увеличат стоимость колбасы рублей на 200 – 300, то есть килограмм «Докторской», которая сегодня идет за 600 рублей, будет стоить 800 – 900 рублей. Понятно, что это снизит объем потребления, но никак не увеличит поступления в государственную казну.
Говорить о том, что правительство таким образом предпринимает меры для улучшения здоровья граждан, просто странно. Почему? Потому что аргумент о переработанном красном мясе как о главном враге здоровья нации на фоне всего того количества дешёвой и неполезной еды, которую вынуждены ежедневно употреблять граждане, живущие за чертой бедности, просто смешон. Люди едят «Доширак» (от слова «рак»), спреды с пальмовым маслом вместо сливочного масла, сырный продукт вместо сыра, бульонные кубики! Народ ест чёрт знает что, просто потому что большего себе позволить не может. А главный враг здоровья – колбаса!
Подытоживая, у меня рождается только две версии: либо чиновники настолько оплошали и ляпнули дурацкую идею о заботе о здоровье, не просчитав последствия, что странно для адекватных людей в лице экспертов при правительстве, либо это сознательное желание ударить по собственному рейтингу власти, покусившись на святое. С их стороны это – политический самострел.