Posted 20 ноября 2005,, 21:00

Published 20 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 02:31

Updated 8 марта, 02:31

Михаил Федотов

Михаил Федотов

20 ноября 2005, 21:00
Монополия на ГРОБ

Те, кому по сердцу старые добрые советские порядки, могут радоваться: они возвращаются. Хоть и под другими названиями, и в непривычных для советского человека формах, и под прикрытием чуждой фразеологии, например, о «формировании гражданского общества» или «защите прав человека», но, главное, возвращаются. Самый свежий пример – выделение в федеральном бюджете на 2006 год полумиллиарда рублей «на государственную финансовую поддержку некоммерческих организаций». Ну как тут не порадоваться за будущих счастливых получателей государственных, простите, наших с вами, дорогой читатель-налогоплательщик, денежек. Как тут не вспомнить, что советская власть тоже очень заботилась о развитии системы общественных организаций и всякий раз, принимая решение о создании, скажем, союза юристов или общества охотников, да чего бы то ни было, ЦК КПСС ясно указывал источники формирования материально-финансовой базы очередной структуры. Именно так складывалась политическая система развитого социализма, на поверку оказавшаяся карточным домиком, бессильным против открытой форточки.

Не удивительно, что инициатива принятия поправки о государственном финансировании общественных организаций исходила именно от «Единой России», по праву считающейся партией власти. Применительно к ней выражение «партия власти» обретает истинный, буквальный смысл, ибо именно так и должна именоваться организация, созданная людьми, находящимися у кормила власти, с целью бессрочного удержания оного кормила (в том числе в смысле источника корма) в своих руках. Ведь никому же не придет в голову назвать, скажем, Республиканскую партию США, имеющую сейчас и своего президента, и большинство в конгрессе, партией власти или проще, традиционнее – «руководящей и направляющей силой». За подобные шутки серьезный американский политик может и в психбольницу угодить. Напротив, функционеры «ЕдРо» с нескрываемым удовольствием именуют себя партией власти, рассматривая все остальные партии либо как своих сателлитов, либо как маргиналов, путь которых – на свалку истории.

Именно на формирование системы сателлитов и нацелена принятая Госдумой на прошлой неделе поправка к проекту федерального бюджета. Безусловно, она является лишь частью общего плана по форматированию буйного многотысячного племени общественных организаций. Из всего этого лишь отчасти управляемого океана безденежных, но чрезвычайно активных и настойчивых структур власть и намерена сформировать подведомственную Общественной палате РФ вертикально интегрированную систему, именуемую «Гражданское общество Российской Федерации», сокращенно – ГРОБ (аббревиатура «ГРОБ» стала свободной после того, как школьный курс гражданской обороны был переименован в ОБЖ).

Контуры плана ГРОБ прорисованы уже совершенно отчетливо. Во-первых, еще в прошлом году знаменитый 122-й закон «о монетизации льгот» окончательно угробил закон 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», исключив из него даже надежду на налоговые льготы для подобных организаций. Во-вторых, Налоговый кодекс разрешает теперь исключать из налогооблагаемой базы только благотворительные пожертвования в пользу либо бюджетных, либо физкультурно-спортивных, либо религиозных организаций. Таким образом, возможная благотворительная активность российского бизнеса канализирована исключительно в направлении поддержки государственного бюджета, а также здорового тела и здорового духа. Напротив, финансовая поддержка, скажем, проектов в области развития демократии и прав человека может осуществляться исключительно из чистой прибыли. Иными словами, отечественный бизнесмен может потратить на эти цели только те деньги, на которые его жена уже давно построила планы. Кроме того, подобная деятельность бизнесмена рассматривается властями как подрыв государственной монополии на ГРОБ со всеми вытекающими уголовно-процессуальными последствиями.

В-третьих, власти последовательно вытесняют из России иностранные благотворительные фонды. Тем самым они отсекают наших общественников и от этого источника финансирования. В-четвертых, уже практически сформирована Общественная палата, которая призвана стать сияющей вершиной некоммерческого ответвления властной вертикали. В-пятых, именно через уже запрограммированную систему аккредитации при Общественной палате, видимо, откроют доступ к тому бюджетному корыту, которое будет наполнено в 2006 году в соответствии с принятой поправкой. Примечательно, что эти 500 миллионов пройдут по разделу «международное сотрудничество», тем самым ясно показывая границу между государством и гражданским обществом.

В-шестых, уже заготовлен проект закона об ужесточении режима для некоммерческих организаций, который, разумеется, в первую очередь коснется именно тех гордецов, которые по принципиальным соображениям отказываются участвовать в осуществлении плана ГРОБ. Таким образом, в зависимости от степени лояльности общественным организациям власть подберет тот или иной режим существования: одним – наибольшего благоприятствования, другим – общий, поблизости от урановых рудников. А в запасе есть еще строгий и особый.




Наш ответ Чемберлену

"