Posted 20 августа 2013,, 20:00

Published 20 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:59

Updated 8 марта, 04:59

Подают на джихад

20 августа 2013, 20:00
На улицах городов Поволжья замечены сборщики пожертвований для «помощи братьям, находящимся на джихаде в Шаме» (Сирии). Формально они просят деньги на лекарства, однако на что именно направляются средства – еще вопрос. Эксперты «НИ» утверждают: властям необходимо срочно вмешаться в эту как бы спонтанную кампанию пожерт
Сюжет
Деньги

Эксперты свидетельствуют о том, что молодые, хорошо одетые бородачи занимаются сбором денег не таясь. А в социальных сетях действуют сообщества на русском языке, где регулярно сообщаются «новости джихада» в Сирии. Открыто признается: конечная цель – создание халифата.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов рассказывает, что многие прохожие подают сборщикам по 50–100 рублей. «Просящая о помощи «братьям, находящимся на джихаде» группа молодых бородатых людей на днях разгуливала по городскому парку Набережных Челнов. Ранее они собирали деньги у прохожих в других районах города, – сообщил эксперт «НИ». – В прошлом месяце деньги для россиян, воюющих в Сирии, просили в Казани во время празднования Сабантуя. Сборщики мотивируют просьбы необходимостью приобрести медикаменты для лечения раненых «братьев», поэтому многие граждане откликаются и подают. Если бы люди знали, что средства в действительности направляются на закупку оружия, наверняка большая часть отказала бы в предоставлении пожертвований. Запад снизил объемы поставок вооружения сирийским боевикам, поэтому теперь на его закупку собирают «помощь» подобным образом».

Также эксперт заявил нам, что ряды россиян, воюющих против правительственных войск в Сирии, регулярно пополняются. По словам собеседника «НИ», молодые люди едут «на джихад» из идейных соображений, поэтому деньги за то, что рискуют жизнью, не получают. Направляется туда молодежь не только из поволжских регионов, но также из Мордовии и Пензенской области.

Опасность кроется еще и в легкости процесса вербовки: для того чтобы попасть на вербовочный пункт, не нужно даже выходить из своей квартиры. В Сети имеются пропагандистские сайты, главная задача которых – находить и поставлять новые штыки. Путь на фронт в нынешнем веке выглядит так: завербованный направляется в Турцию как рядовой турист. Затем – отработанная схема: встреча с вербовщиком и переезд через границу. Все «туристы на войну» перед переброской в Сирию, вероятно, оказываются в тренировочном лагере.

«Многие, оказавшись на границе Сирии, начинают осознавать, что совершили роковую ошибку. Но обратного пути нет, – продолжает г-н Сулейманов. – Ко мне обратилась мама 21-летнего жителя татарстанского города Альметьевска, который отправился с беременной 19-летней супругой «на джихад». Из лагеря, расположенного на турецко-сирийской границе, новобрачные подали матери сигнал бедствия: «Забери нас. Здесь страшно». Но как их спасти оттуда? По данным ФСБ, в Сирии на стороне боевиков сражаются 200 наших сограждан». Однако другие источники указывают и впятеро большие цифры.

Руководитель Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев говорит, что российским «добровольцам» в Сирию отправляются не только деньги, но и различные товары. «Им помогает ряд предпринимателей. Товары переправляются через другие страны под видом гуманитарного груза либо для его доставки используются религиозные организации, – рассказывает г-н Гереев «НИ». – Проблема заключается в том, что властные и силовые структуры не ведут разъяснительную работу среди молодежи тех регионов. Не объясняют, что их ожидает «на джихаде» в Сирии».

«Правительство Асада устояло. Похоже, официальный Дамаск одержал победу, – продолжает Раис Сулейманов. – Очень скоро домой потянутся россияне, воевавшие рука об руку с повстанцами. В Уголовном кодексе России существует статья, карающая за наемничество. Однако молодежь, как я уже отметил, воевала не за деньги. Поэтому не подсудна. Силовики, разумеется, установят за ней наблюдение. Но руки вернувшихся запачканы кровью, они обучились изготавливать взрывчатку. Поэтому рано или поздно уйдут в «подполье» и станут представлять для страны крайнюю опасность».

Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов подтверждает серьезность происходящего. «Фактов сбора денег для таких целей становится все больше. В стране происходит радикализация исламского движения, – сообщил ученый «НИ». – Об этом процессе часто пишут СМИ, в том числе татарстанские и башкортостанские. Однако власти отчего-то не ощущают приближающуюся опасность. Несколько месяцев назад правоохранители задержали в Петербурге 300 нелегальных мигрантов, которые планировали превратить город в джамаат – исламское государство. Подавляющую часть из них впоследствии отпустили».

По словам г-на Долгова, в Госдуме уже долгое время лежит законопроект, предлагающий ужесточить ответственность за деятельность радикальных групп. Но депутаты по неизвестным причинам игнорируют его рассмотрение. «В случае непринятия экстренных мер Россия может повторить путь Египта, Сирии и Туниса. Надеюсь, чиновники в ближайшее время «образумятся» и не допустят этого», – добавляет «НИ» Борис Долгов.

В пресс-службе МВД по Республике Татарстан (региону, где наиболее активно действуют сборщики пожертвований) «НИ» ответили, что во время своего обеденного перерыва они не станут разговаривать о бородатых молодчиках, просящих деньги для «помощи братьям, находящимся на джихаде в Шаме». Похоже, у правоохранителей Татарстана на сегодняшний день есть куда более спешные дела.

"