Posted 18 июня 2022, 08:38

Published 18 июня 2022, 08:38

Modified 7 марта, 12:14

Updated 7 марта, 12:14

Пощады не будет: какие новые наказания придумала Госдума для изменников и шпионов

18 июня 2022, 08:38
Сюжет
Суды
Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект о новых наказаниях за шпионаж, госизмену и другие преступления против национальной безопасности. Также законопроект расширил понятие государственной измены.

Ирина Мишина

Статья 275 («Государственная измена») появилась в первом Уголовном кодексе РФ 1 января 1997 года. Она стала наследницей статьи 64 УК РСФСР («Измена Родине»).

Кого считать шпионом?

В последний раз статью 275 УК РФ (Государственная измена) парламентарии меняли и расширяли в 2012 году. Тогда изменой, наряду со шпионажем и передачей за границу сведений гостайны, стали считать еще и оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности России.

При СССР по статье 64 УК «Измена Родине», которая вступила в силу с 1960 года, судили в основном пособников фашистов и коллаборационистов. Так, 11 августа 1979-го, по приговору советского суда расстреляли палача Антонину Макарову. Она стала одной из трех женщин, казненных в СССР в послесталинскую эпоху. Коллаборационистка, перешедшая на сторону фашистов, расстреливала советских партизан во время Великой Отечественной войны. По этой же статье расстреляли в 75-м году Василия Мелешко, который в годы войны, попав в плен, перешел на сторону фашистов и впоследствии участвовал в расстреле мирных жителей в Хатыни.

В России по статье 275 «Госизмена» за пять лет с 2009 по 2013-й осудили 25 человек, с 2014 по 2018-й — 43 человека. Пик «посадок» пришелся на 2014-2016 годы - период предыдущего конфликта с Украиной. Из сотни осужденных за 20 лет по статье о государственной измене военнослужащих и сотрудников спецслужб было, как ни странно, меньше половины. Дела таких обвиняемых чаще всего остаются не публичными. Самый известный за последние годы случай — дело бывших сотрудников Центра информационной безопасности ФСБ Сергея Михайлова и Дмитрия Докучаева, бывшего сотрудника «Лаборатории Касперского» Руслана Стоянова и бизнесмена Георгия Фомченкова. Все они были задержаны в январе 2017 года, а весной 2019-го приговорены к срокам от 6 до 22 лет в колонии. Следствие сочло, что сотрудники ФСБ передали ФБР секретные данные, раскрыв методы работы российских спецслужб.

На ученых приходится примерно пятая часть дел о госизмене: 17 из 89 за последние 20 лет. Чаще всего причина в неудачной попытке международного сотрудничества. Так, сотрудника головного института Роскосмоса ЦНИИмаш Виктора Кудрявцева, который курировал со стороны своего института совместный проект с бельгийским институтом гидродинамики, обвинили в передаче секретных данных о гиперзвуковых системах комплексов «Кинжал» и «Авангард». Ученый опубликовал результаты совместных исследований в открытой печати в РФ и за рубежом.

Дела о госизмене и шпионаже в отношении журналистов в целом редкость. Журналистов, которых судили по статье 275 («Госизмена») было только двое. Корреспондента газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта» Григория Пасько в начале 2000-х годов обвиняли в госизмене за передачу секретов японцам. Второй журналист, которого судили по этой статье, был бывший корреспондент «Коммерсанта» и «Ведомостей», экс-советник главы Госкосмоса Иван Сафронов.

Сейчас законопроект еще больше расширяет определение госизмены. Она также будет подразумевать «переход на сторону противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники, в которых участвует Россия».

За переход на сторону противника предлагается лишение свободы сроком до 20 лет со штрафом до 500 тысяч рублей. Законопроект также предлагает отправлять в тюрьму на срок до восьми лет со штрафом до одного миллиона рублей за «конфиденциальное сотрудничество» с иностранными спецслужбами или с международной либо иностранной организацией. Речь идет, в частности, о сотрудничестве с организациями, «действующими в интересах спецслужбы иностранного государства, а также международными или иностранными частными военными или разведывательными компаниями».

Как пояснили «НИ» в Комитете по безопасности Госдумы, новый законопроект расширяет понятие шпионажа, под который теперь, в новой версии, будет подпадать сбор и передача не только сведений гостайны, но и других данных, позволяющих их использовать против российской армии и органов государственной власти РФ, если сотрудничество происходит в условиях вооруженного конфликта и военных действий, в которые вовлечена и Россия.

Отдельные положения коснутся уголовного наказания за публичные призывы к деятельности, направленной против безопасности России, а также к препятствованию исполнения органами власти их полномочий по обеспечению безопасности России. Это будет караться лишением свободы на максимальный срок до 7 лет со штрафом в 2,5 млн рублей. Кроме того, законопроект предлагает преследовать объявленные в России нежелательными иностранные НПО даже в том случае, если они действуют из-за границы.

Также новый законопроект, по версии его авторов, предлагает усилить наказание за деяния по ст. 359 УК (Наемничество) в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

Связи с заграницей равносильны преступлению?

Законопроект уже вызвал неоднозначные мнения. Некоторые поспешили сравнить его с военным законодательством или нормами 37-го года.

«На самом деле законопроект всего лишь закрепил фактически реально существующую ситуацию. Мы живем в изменившихся условиях, и это потребовало изменений норм закона. Ничего жестокого в этих нормах нет, всё то же самое есть, например, и в украинском законодательстве. Пора навести порядок и в сотрудничестве с иностранными компаниями, запретить инсайдерскую информацию. Разумеется, речь идет не о передаче меню и ценника столовой в Госдуме, речь об информации, которая может составлять военную или государственную тайну. Да, я согласен, что в законопроекте многие формулировки довольно расплывчатые, но ко 2-му и 3-му чтению, надеюсь, будет внесена ясность», - заявил «НИ» генерал-майор ФСБ запаса Александр Михайлов.

У многих возник вопрос, будут ли считать врагами Родины и шпионами олигархов и граждан, которые вкладывают свои средства в иностранную недвижимость или размещают средства в банках.

«У нас есть неофициальное понятие «свой» и «чужой». И у элиты разное отношение к «своим» и «чужим». Когда исчезнет каста «неприкасаемых», можно будет говорить об объективности. На мой взгляд, надо ужесточить ответственность за вывод средств из страны. Время усиления санкций диктует необходимость ужесточить за это ответственность. Сегодня это важно», - считает председатель правления «Национального комитета общественного контроля», кандидат юридических наук, генерал-майор МВД в отставке Мансур Юсупов.

«Законопроект имеет в виду наказание за вклады в зарубежные фонды. Вот, к примеру, Максим Галкин перевел миллионы в фонд помощи украинским беженцам. Вроде бы миссия гуманитарная, но мы находимся с Украиной в состоянии конфликта. Так что поступок спорный с точки зрения новой версии законопроекта. А вообще, этот законопроект имеет целью прекратить вклады в зарубежные фонды, которые в первую очередь предназначены для поддержки зарубежной техники, вооружений, и это правильно», - считает генерал-майор ФСБ запаса Александр Михайлов.

«Сейчас не 37-й год»

Законопроект достаточно жесткий в формулировках – настолько, что у многих возникли параллели с 37-м годом. На самом деле формулировка о «переходе на сторону врага» использовалась в Уголовном кодексе РСФСР от 1960 года в статье «Измена Родине». А до этого такая формулировка фигурировала в постановлении ЦИК СССР от 8 июня 1934 года. Измена Родине считалась самым серьезным преступлением, за которое полагалось наказание вплоть до расстрела. Госизменой считалось также бегство за границу или отказ возвратиться из-за рубежа в СССР.

«При СССР в 37-и были «тройки», военно-полевые суды. Сейчас все иначе, есть несколько судебных инстанций, есть адвокаты, существует правовое поле», - поясняет генерал-майор ФСБ Александр Михайлов.

«Не стоит сравнивать нынешнюю ситуацию с 37-м годом. Тогда были другие угрозы, и государство использовало крайние меры. Сейчас обстоятельства иные, мы живем в другом мире», - считает кандидат юридических наук, генерал-майор МВД в отставке Мансур Юсупов.

И все же вопросов к законопроекту остается много. Например, как обезопасить себя от обвинений в шпионаже при сотрудничестве с иностранцами. Как пояснил докладчик по законопроекту, член комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев, чтобы избежать этого, необходимо заключить с иностранцами официальный контракт и не оказывать им «содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ».

В прениях по законопроекту некоторые депутаты высказали претензии к размытым и неопределенным формулировкам. Например, депутат от «Новых людей» Ксения Горячева задала вопрос: «Можете ли вы привести пример разницы между выражением своего мнения относительно действий государства и действиями против безопасности России?». Отвечая ей, член комитета по безопасности Госдумы Эрнест Валеев сказал, что «это мнение не должно выражаться в призывах не исполнять решения органов власти по обеспечению безопасности».

Возник и вопрос о том, будут ли считаться изменниками родины военнопленные. Ведь в Уголовном кодексе РСФСР была статья 64 «Измена родине», в которой был прописан «переход на сторону врага». На это в Комитете по безопасности нам ответили, что военнопленные однозначно не будут признаваться перебежчиками и изменниками родины в случае принятия этого законопроекта.

Вероятно, ко 2-му чтению законопроект будет существенно доработан. Эксперты не исключили его ужесточения в случае, если международной ситуация будет меняться.

Подпишитесь