Posted 16 января 2008,, 21:00
Published 16 января 2008,, 21:00
Modified 8 марта, 08:19
Updated 8 марта, 08:19
Управляющий делами президента Владимир Кожин объявил, что количество спецсигналов на автомобилях чиновников и депутатов будет сокращаться. «Я думаю, что сокращение будет продолжено, но не в таком масштабе, как это было первый раз», – сказал г-н Кожин в эфире радиостанции «Русская служба новостей». По его словам, в решении этого вопроса «отсутствует элемент предвзятости и чьей-то воли». Г-н Кожин напомнил, что Управление делами президента выступило в качестве одного из инициаторов этого процесса, который начался два года назад. «На сегодняшний день общее количество этих мигалок составляет около тысячи», – сказал управделами президента.
Депутаты предпринимали попытки расстаться с мигалками несколько раз, но всякий раз безуспешно. Самый героический порыв народные избранники проявили в сентябре 2006 года после того, как Владимир Путин на встрече членами правительства заявил, что автомобили со спецсигналами ухудшают обстановку на дорогах и являются причиной увеличения смертности. Услышав сигнал сверху, руководство Госдумы прошлого созыва расценило его, как призыв к активным действиям и накануне региональных выборов провело громкую акцию.
Пятеро вице-спикеров нижней палаты парламента собственноручно и при большом скоплении журналистов открутили мигалки со своих иномарок и торжественно передали их сотрудникам ГИБДД. А спикер нижней палаты Борис Грызлов, в свою очередь, пообещал, что «Единая Россия» вскоре внесет законопроект, запрещающий депутатам пользоваться спецсигналами.
Но отказаться от дорожных привилегий парламентарии так и не смогли. Никакого законопроекта, отбирающего у народных избранников мигалки, принято так и не было. Нижняя палата ограничилась тем, что отменила спецномера с триколором, которыми были оборудованы автомобили народных избранников. Впрочем, на машинах думцев тут же появились номера особой серии, запомнить которую гаишникам не составило особого труда. А руководство Госдумы, шумно отказавшееся от езды на машинах со спецсигналами, уже через пару месяцев тихо вновь возвратило «маячки» обратно. Возвратившие себе проблесковые «маячки» высокопоставленные депутаты, признавались, что по-другому ездить по дорогам просто невозможно. Так, в приемной первого вице-спикера Олега Морозова «НИ» подтвердили, что г-н Морозов ездит с мигалкой и другие вице-спикеры тоже, «так как в прошлом году им разрешили».
Поправки к закону «О безопасности дорожного движения», которые в пятницу отклонили депутаты, были внесены еще в четвертом созыве Госдумы депутатами Александром Лебедевым и Андреем Самошиным. Поправки должны были регламентировать транспорт, на котором могут быть установлены спецсигналы. До сих пор никакого федерального закона в этой области нет. Все определяется указом президента и постановлением правительства, в которое всегда можно внести изменения и незаметно расширить список льготников. В законопроекте был прописан четкий перечень всех автомобилей, на которые могут быть установлены спецсигналы. Согласно этому списку, мигалки должны были остаться только на автомобилях оперативных спецслужб, а также на машинах, перевозящих лиц, охраняемых ФСО. А это президент, премьер-министр, спикеры обеих палат Федерального собрания, генеральный прокурор и председатели Верховного, Конституционного и Арбитражного судов. Все остальные чиновники и парламентарии, сейчас пользующиеся «дорожными» льготами, право прокатиться с ветерком потеряли бы. Но на пленарном заседании представители профильного Комитета по безопасности раскритиковали этот радикальный проект. В результате депутаты отклонили его абсолютным большинством. Противники ограничения мигалок сослались на то, что в законопроекте даны «слишком расплывчатые определения служб, которые имеют право пользоваться привилегиями на дороге». И существующего постановления правительства РФ, где перечислены 60 ведомств, имеющих право обладать «маячками», вполне достаточно, и новые уточнения не нужны. Содокладчик законопроекта, представитель Комитета по безопасности Виктор Илюхин, с этим не согласился. Депутат, наоборот, считает, что мигалок сейчас на улицах даже «больше, чем это закреплено в нормативных документах».
Депутат Госдумы Валерий Зубов называет отклонение законопроекта совершенно нелепым фактом. Более того, парламентарий утверждает, что депутаты сейчас используют мигалки незаконно, так как в законопроекте «О статусе депутата» были внесены поправки, фактически запрещающие парламентариям пользоваться спецсигналами. «Так что те депутаты, кто использует «маячки», делает это в нарушение всех правил», – утверждает «НИ» Валерий Зубов. Абсурдность ситуации г-н Зубов иллюстрирует одним примером. К законопроекту, ограничивающему спецсигналы, положительные отзывы прислали все регионы. Все, кроме Москвы, которая больше всего страдает от обилия привилегированных автомобилей. Столичные чиновники, наоборот, указали в отзыве, что машин со спецсигналами им не хватает.
Правозащитник Виктор Травин уверяет, что в том, что закон, ограничивающий льготы на дорогах, провалился, ничего непредвиденного нет. Кроме того, время для отклонения закона тоже выбрано подходящее, выборы у депутатов уже прошли, и отказаться от сокращения спецсигналов народные избранники теперь могут, не опасаясь немилости избирателей. «Жить без мигалок чиновники уже просто не могут, – сказал «НИ» г-н Травин. – Мигалки уже давно не на капоте автомобиля, а в душе чиновника. И кто привык к этим льготам, без них обойтись уже не в силах. Даже английская королева не ездит с мигалкой и, наверное, завидует российскому министру сельского хозяйства, который включает спецсигнал, чтобы не опоздать на заседание кабинета министров».