Posted 14 июня 2004,, 20:00

Published 14 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Мой Кремль с краю

14 июня 2004, 20:00
В понедельник избирком Чечни начал принимать документы для официальной регистрации кандидатов на пост президента республики. Однако таковых на сегодняшний день набралось не так уж много – восемь человек. Этот факт настолько удивляет наблюдателей в Чечне и за ее пределами, что республиканский избирком был вынужден напом

Из известных чеченских политиков заявление подал лишь московский бизнесмен Малик Сайдулаев. О некоторых кандидатах – адвокате из Грозного Адаме Эдилове, гендиректоре акционерного общества «Недр» Магомеде Айдамирове, сотруднице администрации Урус-Мартановского района Мариет Горчхановой и подмосковном пенсионере Хусейне Бибулатове – кроме анкетных данных особо сказать и нечего.

О другом кандидате, профессоре Султане Айсханове известно, что он входил в руководство компартии Чечни (КПЧР), зарегистрированной в 1995 году. В то же время он поддерживал формирование администрации Доку Завгаева. Вообще партийная активность является отличительной чертой второй президентской кампании в Чечне. На политическом поле республики появились первые кандидаты от партий. Так от ЛДПР за пост главы ЧР будет биться помощник депутата Госдумы Александра Малышкина житель Ростовской области Марат Зайналабидов, пошедший по стопам своего шефа.

Как сообщил собкор «НИ» в Ростове-на-Дону Вячеслав ЯРОШЕНКО, ростовчане хорошо знают Зайналабидова как постоянного, но неудачливого участника избирательных кампаний в городе. Он безуспешно баллотировался в Госдуму последнего созыва, а накануне с тем же результатом – в Законодательное собрание Ростовской области. Но особого рода популярность Марат Салавович приобрел в бытность свою внешним управляющим одного из оборонных предприятий Ростова – завода «Электроаппарат». Его эпопея на этом посту завершилась громким скандалом, протестными акциями рабочих предприятия и арестом. Из следственной камеры местного управления ФСБ Зайналабидов был выпущен под крупный денежный залог. Как сообщил корреспонденту «НИ» руководитель пресс-службы Управления ФСБ по Ростовской области Александр Туринский, следствие в отношении Марата Зайналабидова далеко не закончено. Ему предъявлены обвинения в связи со злоупотреблением служебным положением и мошенничеством.

Кандидатом от официальных чеченских властей условно можно назвать советника президента ЧР кандидата экономических наук Ваху Висаева. Условно, потому что основной кандидат, судя по всему, заявления еще не подал. Им после гибели Ахмата Кадырова называют главу МВД Чечни Алу Алханова. В его поддержку уже проводятся митинги. За него высказались жители родного села покойного президента Кадырова Центорой, и теперь Алу Алханов считается человеком «клана Кадырова». Но Кремль пока молчит, и, несмотря на столь масштабную поддержку и многочисленные интервью на государственных телеканалах, сам глава МВД Чечни до последнего времени на вопрос о своем выдвижении отвечал весьма уклончиво. «Если люди, которые с первых же дней начала контртеррористической операции были соратниками Ахмата Кадырова, а также население Чеченской Республики посчитают, что для продолжения этого дела мне необходимо быть президентом, то я, как сын своего народа, вынужден буду учесть их мнение», – сказал он в эти выходные, но официального заявления в избирком так и не подал. В пользу того, что в федеральном центре после гибели Ахмата Кадырова так и не смогли найти ему замену, говорит и неудачная попытка «Единой России» выдвинуть своего кандидата. Им, по версии «единороссов», должен был стать депутат Госдумы от республики Руслан Ямадаев. Но хотя региональное отделение партии собрало 100 тыс. подписей под обращением в генеральный совет «Единой России», сам Ямадаев осторожно отказался от предложенной чести: «Я считаю неэтичным включаться в борьбу за пост президента, освободившийся в связи с трагической гибелью Ахмата Кадырова».

Как сообщил «НИ» советник президента РФ по делам Чечни Асламбек Аслаханов, только что вернувшийся из республики, «федеральный центр в сложившейся ситуации поступил мудро, когда не стал искать фаворита на пост президента Чечни, дав возможность самим доказывать свою исключительность делом».

Как признался советник президента, он был удивлен во время поездки по республике, что некоторые претенденты начали вести предвыборную кампанию преждевременно. «Удивлен, потому что многие из них дали обет, что не станут агитировать, пока не истечет 40-дневный срок со дня убийства Ахмата Кадырова (он истекает только 18 июня. – Ред.). В то же время мне понятно стремление чеченского народа найти достойную замену Кадырову. Поэтому тот факт, что в поддержку кандидатуры Алханова на улицу вышли его односельчане и единомышленники, я считаю нормальным».

Между тем директор Центра политических исследований Института государства и права РАН Вильям Смирнов считает, что видимое отсутствие политической активности вокруг предстоящих в Чечне президентских выборов достигнуто во многом благодаря тому, что Кремлем был усвоен урок прошлой предвыборной кампании. Тогда чрезмерная поддержка Ахмата Кадырова привела к негативному восприятию его фигуры как внутри республики, так и на международной арене. В то же время эксперт сообщил «НИ»: «Я не стал бы принижать степень участия Кремля в сложившейся в Чечне ситуации. Есть целый ряд косвенных признаков того, что предпочтения центра сейчас на стороне внезапно возникшего из информационного вакуума Алханова. Сами чеченцы в этой связи, как мне кажется, не против президентства Алханова, но им важно увидеть, что Москва не вмешивается в их выбор».




Помощник Малышкина хочет руководить Чечней

"