Posted 14 января 2015,, 21:00

Published 14 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:55

Updated 8 марта, 03:55

Война за умы

Война за умы

14 января 2015, 21:00
Российское военно-историческое общество (РВИО), председателем которого является министр культуры Владимир Мединский, опубликовало заявление с призывом ко всему государству вступить в «войну за умы» молодого поколения. Для этого предлагается безоговорочно поддержать президентский курс и «перейти в идеологическое контрна

«Против нас – а значит, против правды, – начался новый блицкриг», – утверждается в воззвании, подписанным, помимо министра Мединского, также режиссером Никитой Михалковым, вице-премьером Дмитрием Рогозиным, актером Михаилом Пореченковым, генералом армии Махмутом Гареевым и другими деятелями культуры, историками и военными. Перечисляются и необходимые для «патриотического тренда в общественном сознании» шаги: создание патриотических видеоигр, Интернета, радио и ТВ.

Авторы эмоционального документа проводят параллель между победой 70 лет назад над «европейским нацизмом» и вызовами современности. По их мнению, в условиях XXI столетия новая война ведется пропагандистскими методами. И, несмотря на возрождающееся «могущество нашей армии и флота», России следует активнее включаться в информационное противоборство.

Поводом для заявления РВИО послужили слова украинского премьера Арсения Яценюка в эфире немецкого телеканала о «вторжении СССР в Германию и на Украину». «Этот первый залп по исторической правде, который дали Яценюк и его айнзац-команда в год 70-летия Великой Победы, мы не можем проигнорировать. Не можем поддаваться беспечности Европы, где скандирование «Я Шарли!» заглушает грохот артиллерийских залпов украинской армии по мирным городам Донбасса», – считают идеологи движения.

Один из подписантов заявления, народный художник России Андрей Ковальчук в комментарии «НИ» сказал, что сегодня мы видим массу произведений, прежде всего фильмов, далеких от исторической правды. «В результате молодое поколение начинает иначе воспринимать историю, преуменьшать роль своей страны в победе во Второй мировой войне. Но на самом деле вклад СССР несравненно выше, чем, скажем, Великобритании или США. Если судить хотя бы по количеству немцев, погибших на восточном фронте», – отметил г-н Ковальчук. Он согласился с тем, что у каждого может быть своя трактовка тех или иных событий и запретить «творить» никто не может. Однако государством не должны финансироваться работы, наносящие ущерб государственному же пониманию основ культурной политики. «Даже в советское время, когда большинство художников и придерживалось идеологических установок, было создано очень много настоящих произведений искусства. Истинный художник творил всегда. В это время появлялись и другие замечательные произведения, которые не всегда укладывались в рамки соцреализма», – обращает внимание член РВИО. На вопрос «НИ», какие конкретные меры нужно предпринять для создания «патриотического Интернета», г-н Ковальчук ответить затруднился: «Я согласен с высказанными в письме идеями, но что касается Интернета – здесь предложения должны сформулировать специалисты».

Член комиссии по исторической памяти Совета по правам человека РФ Николай Сванидзе уверен, что авторы заявления РВИО обладают неправильным и «даже вредным» пониманием патриотизма. «Они его понимают как милитаризм и стремление смотреть на Запад через прицел автомата Калашникова. Но если говорить о внешней угрозе, то она сейчас исходит не от Запада, а со стороны радикального исламизма. – сказал г-н Сванидзе в беседе с «НИ». – Актуальная проблема России – ее низкая привлекательность как для внешнего мира, так и для наших граждан. В результате идет колоссальная утечка мозгов. Настоящим патриотизмом было бы развитие экономики, а не готовность воевать. Но это уже совсем другой дискурс».

"