Posted 10 июля 2013,, 20:00

Published 10 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:02

Updated 8 марта, 05:02

Бюрократический механизм

Бюрократический механизм

10 июля 2013, 20:00
Вчера инициатива Алексея Навального об ограничении стоимости авто для чиновников собрала в Интернете 100 тыс. подписей. Это значит, что теперь депутатам предстоит рассмотреть данный вопрос в Госдуме. Однако надежд на победу общественных активистов над любителями комфортной езды за народные средства практически нет. Суд

Предложение Навального заключается в том, чтобы ограничить стоимость машин, приобретаемых для госслужащих, суммой в 1,5 млн. руб. Голосование проходило на портале «Российская общественная инициатива» (РОИ), созданном правительством специально для публичного представления предложений граждан.

Желающие подписаться под инициативой должны были зарегистрироваться на сайте госуслуг. Несмотря на то что для сбора подписей был отведен год, голосование завершилось за три месяца. «Никакой служебной необходимости в таких дорогих автомобилях у российских чиновников нет, – считает Алексей Навальный. – Это – чистое желание демонстрировать превосходство над «простыми людьми». Черный чиновничий лимузин, стоимостью в несколько миллионов, мчащийся по разделительной полосе раздолбанной дороги, стал одним из символов России».

Теперь, когда 100 тыс. подписей собрано, экспертная рабочая группа в течение двух месяцев должна подготовить экспертное заключение и решение о разработке соответствующего законопроекта или принятии иных мер по реализации инициативы. То есть сбор подписей – это всего лишь первый шаг в довольно длительном процессе превращения гражданской инициативы в закон. К тому уже успех затеи не гарантирован.

Отметим, что идея Навального не нова. Сами парламентарии не раз предлагали ввести верхнюю планку при закупке авто за государственный счет. В 2011 порог в 2 млн. руб. предлагал теперь уже экс-парламентарий Геннадий Гудков. В том же году, но чуть раньше, ограничения в 1 млн. пытались установить депутаты- коммунисты Владимир Никитин и Александр Куликов. Тогда Минэкономразвития посчитало верхнюю планку необоснованной, а сумму, предлагаемую народными избранниками, «субъективной». Якобы «дешевая» техника будет требовать частного ремонта и замены. Очевидно, чиновники не в курсе, что обслуживание их люксовых автомобилей по цене в 3–5 млн. руб. требует еще чуть ли не половину стоимости ежегодно. Машины меньшей стоимости требуют и меньших сопутствующих затрат, да и вряд ли автомобиль за 1 млн. руб. можно считать «дешевой техникой».

Депутат Госдумы Владимир Никитин напомнил, что его предложение заключалось в том, что чиновник, желающий приобрести машину более чем за 1 млн. руб., должен запрашивать разрешение правительства. «Но даже на это не пошли, – заявил «НИ» парламентарий. – Я поддерживаю новую инициативу: муниципалитеты без денег сидят, а чиновники рассекают на «Мерседесах» и «Ленд Крузерах», чем вызывают недовольство избирателей. Этому надо положить конец, умерить пыл чиновников. Мы понимаем, что сейчас не ум, не заслуги, а автомобиль определяет статус. Вот они и стремятся поднять свой статус за счет марки автомобиля, не считаясь ни с какими затратами и абсолютно игнорируя, что они залезают в карман населения».

По мнению Владимира Никитина, предложение ограничить стоимость служебных автомобилей не пройдет и на этот раз. По его словам, у инициатив, которые не исходят лично от президента или не имеют положительного отзыва правительства, нет шансов стать законами. «В основном мы превратились в штамповочный цех законопроектов правительства, – констатировал собеседник «НИ». – И если правительство не дает положительного отзыва, то закон почти не имеет шансов на прохождение. Тем более что лидер «Единой России» сейчас – глава правительства».

Член Координационного совета (КС) оппозиции Илья Яшин подтверждает, что сомнения в эффективности площадки РОИ действительно есть. «Многие изначально выражали скепсис, говорили, что играть в такие игры с «Единой Россией» абсолютно бессмысленно, – заявил «НИ» политик. – Но с другой стороны, почему бы не попытаться. Лучше пожалеть о том, что сделал, чем пожалеть о том, чего не сделал. Насколько это эффективно, мы скоро узнаем. Эта инициатива и была начата, чтобы проверить, насколько механизм работоспособен». По словам г-на Яшина, у оппозиции довольно много проектов, но нет механизма вынесения их на всероссийское рассмотрение, так как протестные силы крайне слабо представлены в законодательных органах. «В результате фальсификаций на выборах в Думу попала только пара оппозиционных депутатов», – констатировал член КС.

В настоящее время на сайте РОИ имеется 17 разделов и уже более 1300 предложений. Наиболее активны автомобилисты. В разделе «Транспорт и дороги» размещено 329 инициатив, в то время как, скажем, в разделе «ЖКХ» их всего 79. Автомобильные инициативы имеют и наибольшее количество голосов.

Напомним, что общественность уже не в первый раз устраивает массовый сбор подписей под актуальными предложениями. В конце прошлого года «Новая газета» за несколько дней собрала 100 тыс. подписей против принятия «закона Димы Яковлева». Петицию должны были рассмотреть в Думе, но не сделали этого, закон приняли как есть. В ответ на это «Новая газета» собрала еще 100 тыс. подписей за роспуск Госдумы, но, естественно, и это пожелание граждан никто учитывать не стал.

"