Posted 10 марта 2013,, 20:00

Published 10 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:04

Updated 8 марта, 05:04

Кодекс лихоимца

10 марта 2013, 20:00
На прошлой неделе на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ появились рекомендации для должностных лиц по избежанию «поведения, которое может восприниматься как коррупционное». Авторы документа рекомендуют чиновникам отказаться от жестов и высказываний, намекающих на взятку, таких, как «спасибо на хлеб не нама

Последняя версия рекомендаций «по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки», появилась на сайте Минтруда 7 марта.

Как напоминают авторы документа, Совет Европы еще в 1999 году обязал Россию признать уголовным преступлением испрашивание или обещание взятки, посредничество в ее даче или получении. Соответствующие нормы Россия внесла в Уголовный и Административный кодексы, однако правоприменительная практика по соответствующим статьям остается небогатой, а уровень коррупции – высоким.

В связи с этим документ предписывает должностным лицам «уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами» и воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано как намек на предложение или требование взятки. Как напоминают составители документа, взяткой могут быть не только деньги, ценные бумаги и борзые щенки, но и «выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате». К ним относятся, например, туристическая путевка, ремонт квартиры, а также какое-либо «неправомерное преимущество», например, скидка на аренду помещения или банковскую ссуду или согласие устроить на работу родственника «по блату».

Госслужащим рекомендуют воздерживаться от «слов, выражений и жестов, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки». К таким выражениям относятся, в частности, «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и другие. Кроме того, чиновникам предпишут избегать в рабочих беседах тем, обсуждение которых может быть понято как намек на взятку: например, низкая зарплата госслужащего, необходимость устроить ребенка в образовательное учреждение или желание съездить на курорт. По мнению авторов документа, завуалированная просьба о взятке может стоять за предложением воспользоваться услугами определенной компании, внести деньги в конкретный благотворительный фонд или даже поддержать указанную спортивную команду.

Чиновникам также посоветуют воздержаться от приема подарков стоимостью выше 3 тыс. рублей и от посещения ресторанов с представителями организаций, которым выгодны те или иные действия чиновника. От подобных предложений лучше отказываться, даже если они «продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного служащего», заявляют авторы документа. По их словам, все эти рекомендации должны быть включены в уставы учреждений и опубликованы на их сайтах.

Рекомендации Министерства труда останутся на бумаге, уверен в беседе с «НИ» замдиректора Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International – R» Иван Ниненко. По его словам, Минтруду стоило бы следить не за конкретными фразами, которые произносят чиновники, а за их возможностями для коррупционных взаимодействий. «Дело и в том, как осуществляется контроль над чиновниками. В ситуации, когда коррумпированы правоохранительные органы, наивно ожидать, что госслужащие будут соблюдать закон», – заявил «НИ» г-н Ниненко.

Подобный этический кодекс только упростит взаимодействие чиновника и взяткодателя, говорит «НИ» вице-президент фонда «ИНДЕМ» Владимир Римский. По его словам, у участников коррупционных взаимодействий всегда был особый язык «кодовых фраз», позволяющий, во-первых, сообщить другой стороне о своих требованиях, а во-вторых, сохранить факт взятки в тайне. То, что этот язык вдруг оказался четко прописан в документе и запрещен, лишь заставит коррупционеров искать новые способы общения.

Другие опрошенные «НИ» эксперты высказались о рекомендациях Минтруда более экспрессивно. Например, исполнительный директор «Фонда борьбы с коррупцией» Владимир Ашурков назвал их профанацией и отказался от комментария, а глава фонда «ИНДЕМ» Георгий Сатаров заявил, что документ Минтруда – «бред собачий».

У вас какими словами взятки вымогали?

Валентина МЕЛЬНИКОВА, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей:
– Мы вычислили «вымогательные» фразы в военкоматах еще в 1989 году. Уже тогда стало ясно, что такие высказывания, как «Ваши справки нам ничего не дают» или «Болезни есть, но диагноз надо усилить», подразумевают получение денег. Был даже случай, когда врачу дали медицинскую справку, свернутую вчетверо, и когда он ее развернул и не увидел ожидаемых денег, то с гневом отшвырнул бумагу в сторону.

Виктор ТРАВИН, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев:
– Работники ГАИ, как правило, имеют плохое образование и не очень хорошо владеют русским языком. Поэтому они просто пишут запрашиваемую сумму на листочке бумаги или на мобильных телефонах. Кроме того, сейчас и в полицейских машинах, и в обычных стоят видеорегистраторы, и вслух никто ничего говорить не будет.

Борис ЕСЕНЬКИН, предприниматель, директор торгового дома «Библио-Глобус»:
– Напрямую о взятках никто не говорит. Разговор обычно имеет отвлеченный характер, напрямую деньги или услуги не упоминаются, а всплывают фразы наподобие «Давайте подумаем, как решить данный вопрос». Ожидается, что намек будет понят.

Александр САВЕРСКИЙ, председатель «Лиги защитников пациентов»:
– Врачи о взятках обычно говорят глазами, а не словами. Поэтому им нужно глаза завязывать, чтобы они стали похожими на Фемиду.

Ольга РОМАНОВА, руководитель общественной организации «Русь сидящая»:
– Чаще всего звучит просьба перевести деньги в какой-нибудь благотворительный фонд. Я сама с этим сталкивалась. Никаких намеков, говорят открытым текстом. Пять лет назад мне так предлагали решить вопрос с освобождением мужа за 1,5 млн. долларов.
Подготовила Юлия ЗИНЧЕНКО


Что запретят чиновникам

Произносить фразы, такие, как «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?».
Сообщать про низкий уровень заработной платы и нехватку денег.
Говорить про желание приобрести имущество, получить услугу, отправиться в туристическую поездку.
Жаловаться на отсутствие работы у родственников.
Рассказывать про необходимость поступления детей в образовательные учреждения.
Рекомендовать воспользоваться услугами конкретной компании или экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов.
Советовать внести деньги в конкретный благотворительный фонд или поддержать конкретную спортивную команду.
Посещать рестораны совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий либо бездействия госслужащего.

"