Posted 5 июля 2011,, 20:00

Published 5 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:12

Updated 8 марта, 06:12

Ускорение для ускорителя

5 июля 2011, 20:00
Вчера на заседании комиссии по инновациям в подмосковной Дубне Владимир Путин выступил с предложением развернуть в нашей стране мегапроекты под стать адронному коллайдеру. Такую идею премьер озвучил после того, как осмотрел строящийся новый ускоритель частиц – нуклотрон, российский вариант большого адронного коллайде

Посещение Дубны премьер начал с лаборатории физики высоких энергий, где в 1957 году был запущен легендарный синхрофазотрон (самый мощный на тот момент ускоритель частиц) – одно из главных достижений советской науки. В 1993 году здесь был построен первый в Европе ускоритель тяжелых ионов – нуклотрон. Сейчас на его основе ученые планируют проект современного коллайдера NICA.

Лаборатория, как и все здания наукограда, спрятана в сосновом бору. Премьеру продемонстрировали частично построенный огромный кольцевой тоннель. Руководитель лаборатории Владимир Кекелидзе рассказал, что по значимости будущий проект можно сравнить со знаменитым Большим адронным коллайдером в Швейцарии. Однако в отличие от швейцарского коллайдера в рамках NICA будут изучать не «кирпичики Вселенной», а сверхплотное ядерное вещество. «Проект NICA позволит получить данные о ранней Вселенной и о процессах, происходящих в звездах», – пояснил руководитель лаборатории.

До приезда Путина директор Института ядерных исследований Михаил Иткис рассказал, что в новом устройстве «будут ускорять ядра вплоть до золота». Правда, директор тут же всех разочаровал, пояснив, что золото из этого произвести невозможно, поскольку нуклотрон производит вещества на уровне элементарных частиц. Михаил Иткис рассказал «НИ», что у нас в стране было устройство, аналогичное адронному коллайдеру. Прототип знаменитого швейцарского ускорителя частиц строился в подмосковном Протвино. Начато строительство было в 80-х годах, а в 90-х его возведение было остановлено и заморожено. Наш законсервированный «коллайдер» представляет собой 21 километр кольцевого тоннеля на глубине 60 километров. Не исключено, что в ближайшие годы этот проект может быть разморожен и приведен в действие.

Руководитель лаборатории Владимир Кекелидзе рассказал, что технологии, которые используются при создании российского коллайдера, частично применяются и в Большом адронном коллайдере в Швейцарии, однако большая часть оборудования не имеет аналогов в мире. Г-н Кекелидзе пояснил, что главной задачей коллайдера будет получение нового вещества путем столкновения ядер. «Условия для создания этого вещества недостижимы ни в одной лаборатории мира», – отметил он.

Владимир Путин поинтересовался, можно ли сравнить эти процессы с тем, что происходит при столкновении звезд и галактик. Г-н Кекелидзе подтвердил, что, опираясь на результаты опытов, проведенных в коллайдере, ученые действительно смогут изучать процессы, происходящие в звездах. Однако, как отметил руководитель лаборатории, исследования имеют и большое практическое значение. По его словам, криогенные ускорители могут применяться в медицине. Например, при лечении раковых опухолей, а также в ядерной энергетике, аэрокосмической области и в электронике. «Сейчас изучается метод лечения рака с помощью пучков тяжелых ядер, – сказал г-н Кекелидзе. – Такие методы лечения сейчас только начинают разрабатывать в Японии». Представив новый проект, ученые подарили премьеру осколок старого синхрофазотрона, на котором было выгравировано название нового коллайдера NICA. А затем обратились к Путину с просьбой об увеличении финансовой поддержки исследований в рамках проекта. На то, чтобы модернизировать устройство, нужно минимум 300 млн.– максимум 1 млрд. долларов. Если средства будут выделены, то предположительная дата запуска коллайдера – 2017 год.

Приехав на заседание комиссии по высоким технологиям и инновациям, Владимир Путин поднял вопрос о необходимости создании в России уникальных исследовательских комплексов. По его словам, в стране необходимо «развернуть мегапроекты под стать адронному коллайдеру в Швейцарии». «В России созданы все условия для начала реализации научных мегапроектов мирового уровня, сопоставимых с уже реализованными в нашей стране «космической» и «ядерной» программами», – заявил премьер.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко пояснил, что из трех десятков научных исследовательских проектов сейчас отобраны шесть проектов, которые в наибольшей степени отвечают заданным критериям. Среди них значится и нуклотрон NICA. Предлагаемые для реализации в России проекты должны создаваться в течение не более 10 лет, а общая сумма средств федерального бюджета будет выше 1,5 млрд. рублей. Владимир Путин отметил, что для того, чтобы рекомендовать проекты к строительству, необходимо сформировать общие подходы и критерии к этим проектам. «Надо понимать, что принесет строительство этих проектов стране, – пояснил премьер. – Нужно все просчитать и продумать».

"