Posted 4 декабря 2007,, 21:00

Published 4 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:21

Updated 8 марта, 08:21

Старая тема

Старая тема

4 декабря 2007, 21:00
Поражение на выборах СПС и «Яблока» приведет к смене лидеров этих партий. Ожидается, что СПС возглавит Борис Немцов, а «Яблоко» – экс-депутат петербургского парламента Михаил Амосов. Смена руководства демократических партий может произойти либо в ближайшие недели, либо после намеченных на март президентских выборов. Пр

Никита Белых с поста лидера СПС может быть смещен уже на съезде, 17 декабря, тем более что перевыборы руководства партии на этом съезде изначально были запланированы. Замдиректора «НИ» социальных систем Дмитрий Бадовский говорит «НИ», что после поражения на думских выборах «вопрос смены лидера перед СПС встает объективно». Дальнейшее зависит лишь от линии, которую выберет партия. Если участие в недавнем «Марше несогласных» было «не случайным эпизодом», СПС возглавит Борис Немцов. Если же будет решено начать все с чистого листа, то произойдет «полная смена лиц, чтобы они не напоминали о прошлых поражениях». Г-н Бадовский также не исключает раскол СПС на партии «большевиков» и «меньшевиков» с разными лидерами. Претендовавший в 2005 году на пост лидера СПС Иван Стариков также заявил «НИ», что Никита Белых должен «признать полный крах и уйти», а во главе партии могут встать Борис Немцов либо бывший министр финансов и научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. В руководстве СПС на вопрос о смене лидера партии отвечают уклончиво. Зампредседателя СПС Леонид Гозман сообщил «НИ», что «партия у нас демократическая и никто не знает, какое решение примет съезд». Г-н Гозман также сообщил, что намерен выступить с предложениями, но озвучивать их отказался, чтобы «наши товарищи не расценили это как давление через СМИ». Член федерального политсовета СПС Борис Немцов рассказал «НИ», что будет настаивать на кандидатуре Никиты Белых в качестве лидера партии, хотя допускает, что «будут, возможно, и другие предложения».

Напомним, что когда в 2003 году СПС с 3,97% голосов не прошел в Госдуму, в отставку подали все четыре тогдашних сопредседателя партии – Егор Гайдар, Борис Немцов, Ирина Хакамада и Анатолий Чубайс. Также не попавшее с 4,3% в Госдуму в 2003 году «Яблоко» пошло по другому пути и отказалось менять лидеров. Однако нынешнее, еще более разгромное поражение, когда «Яблоко» получило лишь 1,6% голосов, может стать поводом для отставки Григория Явлинского. Лидер молодежной фракции «Яблока» Илья Яшин сообщил «НИ», что внутрипартийная дискуссия о смене руководства уже идет и что лично он собирается выставить свою кандидатуру. Однако наиболее вероятно, что г-на Явлинского сменит экс-депутат петербургского парламента и бывший председатель политсовета «Яблока» Михаил Амосов. Дмитрий Бадовский соглашается, что главный актив «Яблока» – это несколько дееспособных региональных отделений – прежде всего петербургское и московское. Еще одним выходом для «Яблока» могло бы стать введение коллективного руководства и назначение Григория Явлинского на «почетную должность».

В руководстве «Яблока» отставку Григория Явлинского предпочитают не обсуждать. Зампредседателя партии Сергей Митрохин сообщил «НИ», что в «Яблоке» не намерены ничего менять, так как в действительности набрали на выборах «8% по стране и 15% в Москве, а не то, что нам написали». Сопредседатель совета по национальной стратегии Валерий Хомяков пояснил «НИ», что смена партийных лидеров таит в себе новые риски, так как ни у СПС, ни у «Яблока» нет финансовых средств для их раскрутки. Привлечь же известных людей со стороны было возможно после выборов 2003 года при результатах 4%, но «теперь, при 1%, туда никто не пойдет». По мнению г-на Хомякова, если эти партии будут участвовать в президентских выборах, то смену партийных лидеров отложат до весны.

Объединение СПС и «Яблока», о котором речь идет еще с 2003 года, представляется маловероятным. В руководстве СПС сообщили, что этот вопрос на ближайшем съезде даже не будет обсуждаться. В руководстве «Яблока» продолжают настаивать, что из СПС вначале должен уйти Анатолий Чубайс и «все, кто ассоциируется с реформами 90-х годов». Но, по словам Валерия Хомякова, уход Чубайса едва ли возможен, так как «он создал эту партию и вряд ли откажется от своего дитяти». Хотя Иван Стариков полагает, что объединение СПС, «Яблока» и «Гражданской силы» могло бы произойти на уровне членов партий «без участия партийной бюрократии».

КРАСНЫЙ ПОЯС ПЕРЕМЕСТИЛСЯ В СТОЛИЦЫ

Уже известно, что в будущем парламенте единственной оппозиционной силой будет КПРФ. Впрочем, эксперты говорят, что эта партия не сможет на что-то серьезно влиять, и будет выполнять лишь «роль защитника трудящихся» – радеть о повышении пенсий и зарплат и следить за недопущением законов вроде монетизации льгот. Между тем в понедельник вечером лидер «Справедливой России» Сергей Миронов назвал результаты коммунистов «явным поражением» и предложил объединиться «под знаменем социал-демократов». В КПРФ возможность такого варианта не могут даже представить. «Миронов сначала говорит, что обе партии – «Справедливая Россия» и «Единая Россия» – птенцы Кремля, а спустя несколько часов предлагает нам объединяться? Интересный человек!» – только и смог сказать «НИ» заместитель председателя ЦК КПРФ Владимир Кашин. Впрочем, если представить, что коммунисты согласятся сделать такой шаг, то даже 117 общих голосов будут выглядеть довольно скромно на фоне конституционного большинства «Единой России». К тому же не все свои результаты КПРФ считает «поражением». Представитель партии Павел Щербаков напомнил «НИ», что в двух столицах, которые никогда не входили в так называемый красный пояс, люди отдавали голоса за «левых» гораздо охотнее, чем, например, в традиционных коммунистических регионах. В Москве, по официальным данным, КПРФ поддержали около 14% избирателей, а в Санкт-Петербурге им досталось 12% голосов. Хорошо голосовали за КПРФ и в других крупных городах страны: Омске (17,7%), Новосибирске (16,2), в Самаре и Тольятти по 20%, Воронеж – почти 22%. По словам политологов, на этих выборах все перемешалось: красный пояс превратился в триколор, а крупные города «обагрились». «За КПРФ в мегаполисах толпами шла голосовать молодежь студенческого возраста, которая таким образом выражала протест против партии власти. При этом эти люди готовы были поддержать только партию, которая реально могла пройти в будущую Думу», – объясняет «НИ» гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. По словам политолога, если бы у коммунистов не появился этот протестный электорат, «они набрали бы еще меньше», ведь их традиционный периферийный избиратель «ушел голосовать за Путина».
Кира ВАСИЛЬЕВА

"