Posted 4 марта 2015,, 21:00

Published 4 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:44

Updated 8 марта, 03:44

Враги государственной службы

4 марта 2015, 21:00
Депутаты из «Единой России» внесли законопроект, увеличивающий срок давности за нарушения для некоммерческих организаций (НКО) со статусом «иностранных агентов». Парламентарии из КПРФ и ЛДП? в свою очередь предложили запретить чиновникам и депутатам сотрудничать с такими НКО, дабы избежать «риска дезорганизации» госуда

В нижней палате парламента вновь взялись за НКО, внесенные Минюстом в реестр «иностранных агентов». В минувший вторник с разницей в один час в Госдуме были зарегистрированы сразу два законопроекта на эту тему. Один из них, подготовленный единороссами Владимиром Плигиным и Владимиром Поневежским, предполагает четырехкратное увеличение – с трех месяцев до одного года – срока давности административных дел по ст. 19.34 КоАП. Эта статья налагает штрафы до 500 тыс. рублей на НКО, отказывающиеся добровольно признать себя «иностранным агентом» или распространяющие материалы без указания на то, что они исходят от НКО-«иностранного агента». По мнению законодателей, трехмесячный срок давности по этой статье недостаточен и не позволяет привлечь все организации-правонарушители к ответственности. Авторы, в частности, ссылаются на «повышенную сложность» таких административных дел и необходимость проведения экспертизы, «которая предполагает значительные временные затраты».

Также в соответствии с законопроектом подсудность дел в отношении НКО предлагается передать от мировых судей на более высокий уровень – районным судам. «Анализ судебной практики показывает, что выносимые мировыми судьями постановления нередко изменялись вышестоящими судебными инстанциями по причине неправильного применения закона», – говорится в пояснительной записке.

Второй законопроект, разработанный парламентариями от КПРФ и ЛДПР, запрещает сенаторам, депутатам, государственным и муниципальным служащим сотрудничать с НКО-«иностранными агентами», в том числе входить в состав их органов управления, попечительских или наблюдательных советов, а также быть их членами. Необходимость введения такого запрета, указывают авторы, связана с «опасностью внедрения лиц, непосредственно связанных с деятельностью НКО, выполняющих функции иностранных агентов, на ключевые посты» и как следствие с «риском дезорганизации» государственной деятельности «лицами, имеющими иные, порой противоположные задачи, поставленные из-за рубежа».

По словам юриста центра «Мемориал» Кирилла Коротеева, оба законопроекта бессмысленны. «Я не знаю чиновников и депутатов, которые были бы членами НКО-«иностранных агентов». И я не знаю дел, прекращенных по истечению срока давности, по крайней мере за последний год», – сказал он «НИ». Как пояснил правозащитник, срок давности по ст. 19.34 просто не применяется. «Суды просто говорят, что вы не подали заявление о включении в реестр «иноагентов». И какая разница, не подали ли вы это заявление вчера, три месяца или 50 месяцев назад», – отметил г-н Коротеев.

«Если срок давности – это больше технический вопрос, то вторая инициатива гораздо серьезнее. Не с точки зрения того, что чиновников в НКО много, а потому, что это сигнал для общества вообще – не иметь дел с НКО. То есть сначала говорят, что статус «иностранных агентов» носит лишь регистрационный и уведомительный характер и никаких претензий к ним не будет. А теперь выясняется, что такое уведомление о себе влечет для организаций дополнительные ограничения. Таким образом, это противоречит даже тому, что говорили и чем руководствовались законодатели вначале», – сказал «НИ» директор Института прав человека Валентин Гефтер.

В настоящее время в реестре НКО-«иностранных агентов» находятся 42 организации (в том числе центр «Мемориал», движение «За права человека», ассоциации «Голос» и «АГОРА»). После попадания в список часть из них заявила о прекращении деятельности, остальные же столкнулись с финансовыми проблемами и многочисленными прокурорскими проверками.

"