Posted 30 ноября 2004,, 21:00

Published 30 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Юрий Конев

Юрий Конев

30 ноября 2004, 21:00
Сегодня в Госдуме во втором чтении будет рассмотрен законопроект о назначении губернаторов президентом по согласованию с законодательными собраниями. В интервью «Новым Известиям» заместитель председателя думского Комитета по делам Федерации и региональной политике Юрий Конев рассказал о поправках, подготовленных думцам

– Юрий Михайлович, если, по Конституции, у нас народ – источник власти, то именно ему следует определять, с какой властью жить. А новый закон этого права людей лишает.

– Я не думаю, что выборы губернаторов по новой схеме противоречат демократическим принципам. У меня другой подход к этому делу: я давнишний сторонник назначения, по системе, которая сейчас предлагается Кремлем. Аргументация здесь очень простая. Дело не в том, что кто-то собрался ущемить демократические права и свободы, а в том, что в свое время Россия находилась на грани превращения в конфедерацию. Если вы помните, развивалась договорная система между регионами и центром, а законодательство на местах не соответствовало федеральному. И президент, чтобы избежать этой угрозы, вынужден был создавать федеральные округа.

– Но теперь граждане только опосредованно, через не подконтрольных им депутатов законодательных собраний будут утверждать единственно правильную кандидатуру, навязанную центром?

– Граждане через своих законодателей все-таки влияют на утверждение новой губернской власти. На мой взгляд, ничего страшного и опасного в этом нет. Нам нужно поскорее уйти от крайне неэффективного управления в российских регионах. Вряд ли можно мириться с существованием таких губернаторов, которые не успевают в течение лета позаботиться о завозе топлива на север, и уже в холодный период его приходится доставлять вертолетами. Я могу привести еще массу примеров, как неэффективное использование средств избранными губернаторами негативно влияет на положение региона. А президент, кстати, в такой ситуации снять таких начальников не может. Новая система повысит ответственность губернаторов. Главным критерием проверки главы региона на эффективность станут основные показатели уровня жизни населения. Если назначенный человек не справляется, его просто снимают с должности.

– Какие поправки депутаты подготовили ко второму чтению законопроекта в Думе?

– Поправки во многом ориентированы на то, чтобы усложнить процедуру роспуска законодательного собрания в случае, если оно отказывается утверждать кандидата на пост губернатора. Областным парламентариям будет предоставляться не две, а три возможности утвердить претендента на губернаторский пост.

– Вам не кажется, что возможность роспуска порождает дополнительные проблемы для федеральных властей? В случае, если этот сценарий реализуется, придется назначать дату выборов областного парламента, потребуются дополнительные бюджетные средства…

– А в чем будут заключаться дополнительные бюджетные траты? Поправка вообще предполагает первоначальное обсуждение кандидата на пост губернатора президентом и областной думой. Только потом кандидатуру выставляют на заседание законодательного собрания. Если ее два раза областные депутаты отклонили, то допускается возможность повторного согласования с президентом. Если и после этого местный парламент не находит общего языка с главой государства, значит, его члены уходят в отставку. Я считаю, что эта система хорошо продумана. Кроме того, возможен вариант, при котором президент не будет распускать областной парламент. Все будет зависеть от конкретных условий.

– Вы не опасаетесь, что новая система породит тотальное соглашательство. А для эффективного функционирования всякая власть нуждается в оппонентах?

– У нас 89 субъектов Федерации, а количество регионов-доноров не дотягивает и до двух десятков. Остальные живут на бюджетные дотации и полностью зависят от взаимоотношений с федеральным центром. Поэтому, говоря о лояльности, нужно прежде всего думать об этом. Они просто обязаны быть лояльными.

– Помимо усложнения процедуры роспуска законодательных собраний, какие еще изменения предвидятся?

– Действующие избранные губернаторы получат право сами поставить перед президентом вопрос о доверии и могут быть назначены уже по новой схеме. Эта поправка уже утверждена, и многие губернаторы ее поддерживают.

– А откуда возьмется такое количество грамотных управленцев на роли назначенных губернаторов?

– Этот вопрос, пожалуй, самый главный и самый тяжелый. И я убежден, что тут нужно меньше обращать внимания на партийность, а ориентироваться на профессиональную пригодность.

– А в Кремле, похоже, процесс назначения губернаторов как раз связывают с построением многопартийности в регионах. Дескать, лидер партии, победившей на местных парламентских выборах, может в перспективе стать главой субъекта Федерации?

– Я на сегодняшний день человек беспартийный, и мое мнение такое – глава региона не политик, а хозяйственник.

"