Рус
Eng
Коридорные маневры

Коридорные маневры

30 октября 2013, 00:00
Экономика
АРИНА РАКСИНА
Правительство опубликовало проект постановления, который формирует новый метод расчета денежных средств, ежегодно выделяемых на содержание органов власти. Ознакомиться с текстом проекта каждый желающий может на официальном портале раскрытия информации по подготовке нормативных правовых актов. В этом документе правитель

Новая схема «расходного коридора» предполагает, что затраты на госаппарат региона в следующем финансовом периоде не должны превышать расходов в текущем году больше чем на 10%. Определена также и нижняя граница. В 2014 году расходы не должны быть меньше 95% от норматива на 2013 год, в 2015-м – не менее 90% от показателей 2013 года и в 2016 году – не менее 80%, также из расчета на 2013 год. При этом правительство предусматривает для регионов трехлетний переходный период в рамках реализации недавно принятого проекта федерального бюджета на 2014–2016 годы.

Напомним, что в настоящее время объем средств, который выделяется на госаппарат в следующем году, рассчитывается на основе фактических производственных расходов аж за 2008 год. Причем даже не за весь год, а только за семь месяцев того года, и регионы группируются только по одному признаку – численность населения. Тогда возникает вопрос корректности расчетов расходов, ведь за пять лет актуальность экономических данных значительно теряется.

Эксперты объясняют такую длительную паузу простым отсутствием необходимости. В 2008 году система расчетов затрат на госаппарат была пересмотрена в связи со сложной кризисной ситуацией в экономике, которая сложилась в России и мире пять лет назад. Последовало некоторое затишье, когда в казну исправно поступали значительные средства от продажи нефти по высоким ценам. Но сейчас в связи со сложной экономической ситуацией, которая вновь сформировалась в стране (почти полное отсутствие роста при все еще высоких ценах на нефть и значительный дефицит бюджета), вопрос экономии вновь встал в повестку дня.

И было принято решение не только пересмотреть «расходный коридор», но и расширить его. Как говорится в пояснительной записке к постановлению, теперь нормативы предполагается рассчитывать исходя из нормативного объема расходов на содержание органов власти субъекта, прогнозного объема налоговых и неналоговых доходов, а также объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

При этом нормативный объем расходов на заработную плату чиновников предлагается определять исходя из средней зарплаты по региону, средней численности работников власти из расчета на 1 тыс. жителей региона, а также корректирующих коэффициентов для регионов с большой территорией или слабозаселенных.

«Эта мера действительно поможет сэкономить бюджетные средства и сократить нецелевые расходования средств на госаппарат. Но только в том случае, если ее удастся реализовать. И вот здесь могут возникнуть серьезные проблемы. Увы, по сложившейся в нашей стране практике у нас часто разрабатываются хорошие решения, которые потом зачастую по совершенно субъективным причинам не реализовываются и остаются на бумаге», – говорит «НИ» старший научный сотрудник центра экономических исследований Российского института стратегических исследований Николай Трошин.

Но даже если внедрение новой формулы расчета пройдет успешно, эксперты сомневаются, что хоть где-то в России расходы будут формироваться по нижней границе «коридора». Скорее они всеми силами будут упираться в потолок. «Все будет во многом зависеть от политической воли высшего руководства и от работы министерств, готовых или не готовых к осуществлению преобразований, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов», – замечает заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.

Разговор о необходимости экономии затрат на госаппарат идет уже очень давно, потому что ни для кого не секрет, что аппарат чиновников раздут больше необходимого, и даже идущие медленным темпом сокращения не спасают ситуацию. Это приходится признать уже и самому правительству. Нынешняя инициатива напрямую связана с сентябрьскими заявлениями премьер-министра Дмитрия Медведева о необходимости снижать расходы на госаппарат и обещаниями предпринять все шаги для этого. Тем не менее в недавно принятом федеральном бюджете на 2014–2016 годы статья «Общегосударственные вопросы», в структуру которой как раз и входят средства на функционирование госаппарата – президента и правительства РФ, высших должностных лиц и администраций субъектов РФ, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансово-бюджетного надзора и другие общегосударственные вопросы, – демонстрирует стабильный рост.

Где же в таком случае обещанная экономия? Правительство в этом случае указывает на то, что отмена индексирования зарплаты госслужащих, военных, прокуроров и судей в следующем году должна принести в бюджет 31 млрд. рублей. Но г-н Трошин замечает, что «у нас (в стране. – «НИ»), по сути, не определено понятие госслужащих» и поэтому под принудительную «экономию» попадут не высокие чиновники, министры и парламентарии с их зарплатами, а рядовые сотрудники госструктур, например курьеры и уборщицы. «Поэтому здесь корректнее говорить не об экономии, а о перераспределении бюджетных средств, осуществлении так называемого бюджетного маневра», – объясняет г-н Климанов.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter