Posted 27 сентября 2011,, 20:00

Published 27 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:06

Updated 8 марта, 06:06

Грезы о морском владычестве

27 сентября 2011, 20:00
До 2015 года в развитие морских портов России будет инвестировано 430 млрд. рублей, из которых 300 миллиардов составят внебюджетные средства. По данным Минтранса РФ, грузооборот морских портов России к 2016 году может вырасти на 46% по сравнению с прошлым годом, до 770 млн. тонн. Однако при этом пропускная способность

Как сказал «НИ» аналитик инвестиционной компании Кирилл Мартин, «морские перевозки на сегодняшний день одно из наиболее перспективных направлений для инвесторов, ежегодно они растут в мире на 10–15 процентов, так что вложения в развитие портовой инфраструктуры вполне оправданны». По словам эксперта, главными «морскими воротами» страны на сегодняшний день является Новороссийский порт. Однако в северных портах страны ситуация с перевозками выглядит не столь обнадеживающе. Например, перевалка грузов в порту «Выборг» (Ленинградская область) в январе–августе 2011года снизилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7% до 642,8 тыс. тонн. Пока темпы развития портовой инфраструктуры не позволяют преодолеть сложившийся дисбаланс между растущими объемами грузоперевозок и существующими мощностями российских портов на Балтике. В результате для доставки своих грузов многие транспортные компании все чаще используют соседние порты – в Скандинавии и Прибалтике. Сейчас порядка 30% контейнерных и свыше 60% накатных грузов по-прежнему уходят в порты Финляндии и Прибалтийских стран.

Вместе с грузопотоком ближайшие соседи оттягивают на себя и значительную часть инвестиций, в том числе российского происхождения. Примечательно, что открывшийся не так давно эстонский порт Силламяэ, наполовину контролируется российскими акционерами, что свидетельствует о его большей инвестиционной привлекательности по сравнению с отечественными портами на Балтике.

О стратегической значимости для России проблемы развития морской инфраструктуры свидетельствует тот факт, что сейчас 80 процентов поступающих в Россию грузов идут именно через порты. В то же время дефицит инвестиций не является единственной проблемой. Часто конкуренты из сопредельных государств уводят к себе суда по причине бюрократических проволочек в российских портах. Уже много лет во всем мире существует единый пакет документов, который капитан судна должен представить межведомственной службе в порту, осуществляющей функции контроля. И этот пакет посылается по электронной почте задолго до того, как судно вошло в порт. У нас же часто всё по старинке: судно заходит в порт и стоит без разгрузки до тех пор, пока его не проверят все комиссии: таможня, пожарники, пограничники, санитарная служба. Тем временем судовладелец несет немалые расходы за простой: сутки обслуживания, скажем, 100-тысячного нефтеналивного танкера стоят порядка 45 тысяч долларов. Понятно, что все это серьезно снижает конкурентоспособность наших портов.

Наконец, нет ясности и со стратегией развития морской инфраструктуры России. Владимир Путин заявил об «арктической экспансии» России, что потребует прежде всего колоссальных инвестиций в развитие ныне прозябающего Северного морского пути. Арктический маршрут короче при доставке грузов в страны Восточной Азии по сравнению с Суэцким каналом или тем более вокруг Африки. Однако пока что инфраструктура Севера находится в упадке, строительство новых ледоколов лишь в начальной стадии. В прошлом году Северным морским путем было перевезено всего лишь 5 млн. тонн грузов по сравнению с полумиллиардами тонн, идущими через остальные «морские ворота» страны.

В правительстве, правда, разработаны планы по активному освоению энергоресурсов Севера – прежде всего по извлечению нефти и газа из-под толщи льда, что, как ожидается, должно привлечь инвестиции и в портовое хозяйство. Однако эксперты кроме экономической целесообразности таких проектов указывают и на неминуемые экологические последствия для хрупкой природы Заполярья. Как сказал «НИ» президент экологического правозащитного центра «Беллона» Александр Никитин «у России сейчас нет технологий, которые могут обеспечить экологически безопасное извлечение нефти и газа из-под арктических льдов».

"