Posted 27 июня 2010,, 20:00

Published 27 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:53

Updated 8 марта, 06:53

Вынужденное перемирие

27 июня 2010, 20:00
Газовый конфликт России и Белоруссии исчерпан, с таким заявлением в пятницу выступил посол РФ в Минске Александр Суриков. «Еще есть досогласования, но главное, что стороны рассчитались, проявили мудрость и сняли ограничения по поставкам газа и его транзиту», – сказал дипломат. «Боевые» действия в самом деле закончились

Кратко напомним хронологию последнего конфликта. В прошлый понедельник «Газпром» начал сокращать поставки «голубого топлива» в Белоруссию: в первый день на 15%, во второй – на 30%, а в третий – уже на 60%. В среду последовал ответ Минска, который в ответ на то, что Москва не заплатила за транзит, стал забирать топливо из трубы «Ямал – Европа». Впрочем, вечером того же дня белорусский долг был погашен. РФ, правда, ждала 192 млн. долларов, а получила 187 млн., но претензий от «Газпрома» не последовало, и в четверг газ пошел в полном объеме. Как стало известно позже, деньги для расчета с Россией Белоруссии одолжил президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Перебоев с транзитом тоже не было, Москва оплатила его стоимость в размере 228 млн. долларов. Минск хотел 260 млн., и в пятницу утром Александр Лукашенко заявил, что ограничит транзит нефти и газа, если «Газпром» в течение суток не заплатит оставшиеся 32 млн. Расхождение в цифрах объясняется тем, что в контракте фигурировали две ставки по транзиту, но та, на которой настаивали соседи (более высокая), вступала в действие лишь при условии повышения цен на газ для белорусских потребителей, чего сделано не было. Поэтому Москва сочла, что выполнила свои обязательства полностью.

Пока транзит идет без перебоев, но в субботу первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко заявил, что вопрос о 32 млн. долларов еще будет обсуждаться. В свою очередь глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что сторонами достигнуты договоренности о ставке транзита на 2010 год. «Есть договоренности, но документы пока не подписаны», – сказал он.

Заместитель председателя НП «Координатор рынка газа» Владимир Фейгин считает, что газовые контракты с Белоруссией должны быть такими же ясными, как наш последний контракт с Украиной, который Киев даже опубликовал в Интернете. «Он довольно подробен, там разделены вопросы поставки и транзита, четко прописаны последствия невыполнения условий. Это ближе к контрактам с европейскими покупателями, – пояснил «НИ» эксперт. – В результате, когда стали возникать вопросы, в контракте нашлись все ответы, и спорить с этим было сложно. Почему мы каждый месяц нервничали, найдут ли украинцы деньги, а они так старались их найти? Потому что знали: если не заплатят, то согласно контракту перейдут на предоплату, не заплатят снова – не получат газ. Есть четкая логика». По словам эксперта, различные трактовки сторонами газового контракта России и Белоруссии говорят о том, что там есть не до конца проработанные вопросы, позволяющие выборочно играть на положениях договора. «Надо вводить цивилизованные договорные отношения, все четко прописать, а потом уже можно учитывать особенности, – уверен эксперт. – Как с Украиной, которой мы сделали скидку за счет отмены экспортной пошлины, но контракт остался».

Посол РФ Александр Суриков считает, что газовый конфликт не скажется негативно на двусторонних отношениях. «Мы остаемся приверженцами активной интеграции, но неприятный осадок остался», – заявил он. Еще больший осадок, судя по всему, остался у Александра Лукашенко, который в интервью европейскому телевидению заявил, что газовый конфликт стал поводом для политического давления на республику со стороны российского руководства. «Газ – это повод», – заметил он, подчеркнув, что как таковых причин для противостояния не было: долг «Газпрома» перед Белоруссией за транзит газа превышал долг самой Белоруссии. При этом он намекнул Европе на необходимость «поиска альтернативного пути поставки сырья» и заявил, что такой же поиск будет вести и Минск.

«На последнем этапе «газовой войны» наступил момент истины, когда Белоруссия использовала своего козырного туза, начав перекрывать вентиль, но вдруг поняла, что ничего из этого не получится, поняла, что осталась без козырей», – заметил «НИ» исполнительный директор Школы российских исследований Максим Братерский. Он полагает, что наша страна извлекла полезные уроки еще до начала конфликта. «Во-первых, все это происходило летом, когда газовые проблемы воспринимаются менее остро, а, во-вторых, в хранилищах на границе с Европой были накоплены большие запасы газа, так что угрозы снабжению европейских потребителей не было».

По мнению эксперта, несмотря на многочисленные предположения о том, что причина конфликта – чисто политическая, главным фактором был все же денежный. По разным оценкам, за последние 15 лет мы подарили Белоруссии через субсидии и льготные цены на газ и нефть больше 50 млрд. долларов, а взамен не получили почти ничего. «В 2002 году российское руководство поставило вопрос ребром: если вы хотите быть свободными и независимыми, платите по полной, а хотите жить на субсидии – прислушивайтесь к нашей политике. Выбирайте. Но надо отдать должное Александру Лукашенко, который уже 8 лет ухитряется балансировать между обоими вариантами, продолжая получать деньги и при этом во многом сохранять политическую автономию, – заметил г-н Братерский. – Я считаю, что эту «халяву» надо прекращать, но процесс идет болезненно. Руководство Белоруссии умело сопротивляется, а с учетом разных военно-стратегических и оборонных соображений у российской стороны тоже есть ограничения».