Posted 27 июня 2006,, 20:00

Published 27 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

ЖКХ идет на выборы

ЖКХ идет на выборы

27 июня 2006, 20:00
В будущем году власти намереваются отменить норму предельных тарифов на услуги ЖКХ. Эксперты Института экономики города вчера объяснили это тем, что в нынешнем году коммуналка уложилась в установленные ей лимиты подорожания, а значит, потребность его ограничивать отпала. Взамен гражданам предложены новые правила взаимо

Идея отменить лимит роста тарифов на услуги ЖКХ принадлежит руководству Республики Коми, которое обратилось с соответствующей просьбой в Федеральную службу по тарифам (ФСТ). Ведомство идею эту поддержало. Как заявил его руководитель Сергей Новиков, предлагается предоставить муниципалитетам право устанавливать тарифы на услуги ЖКХ выше, чем они установлены для данного региона на федеральном уровне. «Чтобы это осуществить, необходимо внести изменения в действующее законодательство, – рассказал «Новым Известиям» руководитель направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Хомченко. – Планируется, что соответствующие поправки будут внесены в Госдуму до начала осенней сессии, и в 2007 году индексы роста тарифов уже не будут искусственно сдерживаться».

По данным Росстата, за первые пять месяцев 2006 года среднероссийский рост тарифов на коммуналку составил 15,8%, в то время как за январь–май прошлого года он был на уровне 30%. Впрочем, эксперты уверяют, что установленные государством на федеральном уровне лимиты тут ни при чем. «Колоссальный рост, который мы наблюдали в 2005 году, был вызван переходом на 100-процентную оплату и тем, что до этого тарифы слишком долго сдерживали, – продолжает Дмитрий Хомченко. – В этом и в следующем году нет объективных предпосылок для подобного скачка цен. Поэтому попросту отпадает необходимость в таком механизме, как сдерживание роста тарифов, поэтому его и предлагают отменить».

Напомним, что в начале этого года, когда уже действовала система сдерживания и, как утверждает эксперт, не было экономических предпосылок для бурного роста тарифов, в некоторых регионах он, получается, ни с того ни с сего составил 50%. Только массовые протестные выступления граждан заставили федеральную власть обратить внимание на эту проблему и заставить регионы выполнять распоряжение ФСТ. «В подобных случаях для воздействия на региональные и муниципальные власти существуют выборы, – уверен Дмитрий Хомченко. – Они ожидают нас и в 2007, и в 2008 годах, так что вряд ли действующие мэры и депутаты накануне переизбрания пойдут на такие непопулярные меры, как существенное повышение тарифов».

Надо отметить, что вопрос об отмене ограничений пока не решен. Так, 18 августа ФСТ все же намерена установить максимальные индексы роста цен на услуги ЖКХ по всем регионам страны на 2007 год. Однако, как показал опыт начала года, тарифная служба может менять свои решения чуть ли не раз в месяц.

В то же время специалисты Института экономики города предлагают гражданам активнее пользоваться возможностями, предоставляемыми новым Жилищным кодексом, чтобы влиять на качество коммунальных услуг. В частности, они обращают внимание на подписанное месяц назад постановление правительства, где четко прописаны взаимоотношения управляющих компаний (УК) с потребителями, причем в пользу последних.

«В настоящее время ДЕЗы не предоставляют до 80% оплаченных жильцами услуг, – говорит Дмитрий Хомченко. – Граждане же за этим не следят. Они могут вообще не знать, что оплатили ежедневное мытье пола возле мусоропровода, которое на самом деле происходит раз в месяц». Между тем жильцы, заключающие договор с УК, могут самостоятельно определять потребность в тех или иных услугах, их периодичность и стоимость. Также появляется заинтересованность в эффективном расходовании энергоресурсов.

К примеру, сейчас свет в подъезде может гореть круглосуточно, а форточки на лестничных клетках распахнуты всю зиму напролет. Расходы же ложатся на каждого жильца, о чем ДЕЗ не считает нужным его информировать. УК же будет материально заинтересована в том, чтобы стоимость расходования энергоресурсов в доме снижалась, поэтому будет эффективнее их контролировать.

Что же касается коммунальных услуг – водоснабжение, тепло – то их стоимость для ТСЖ и ЖСК, пользующихся услугами УК, не может быть выше, чем для граждан, оплачивающих эти услуги через ДЕЗ. Случаи, когда для ТСЖ устанавливалась стоимость как для юридических, а не физических лиц, неправомерны. Отдельная проблема – качество услуг. «Главной задачей УК является не поставка услуг, а обеспечение комфортного существования потребителей, – утверждает ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. – То есть стоимость ее работы будет определяться не тем, обеспечила ли она поставку необходимого количества тепла, а тем, обеспечила ли она нужную температуру воздуха в доме». Параметры же качества, которым должна следовать УК, определены в ГОСТе Росстандарта.

Если в доме холодно, если из крана течет ржавая вода, если по вечерам отсутствует горячее водоснабжение (и в целом ряде иных подобных случаев), можно и нужно требовать снижения платы. «Поставщик услуг будет ответственен не только за саму поставку, но и за нормальное функционирование и ремонт внутридомовых сетей», – утверждает Дмитрий Гордеев. И еще одна важная деталь. Перерасчета коммунальных платежей по новым правилам можно требовать в случае, если жилец отсутствовал дома в течение пяти дней. Напомним, что раньше этот срок равнялся месяцу.

"