Posted 27 октября 2020, 18:03
Published 27 октября 2020, 18:03
Modified 7 марта, 14:29
Updated 7 марта, 14:29
Взрывной процесс роста оборота наличности начался весной на фоне обвала рубля и начавшихся карантинных мер в связи с пандемией коронавируса COVID-19, его не удалось остановить ни летом, ни осенью, - отмечает finanz.ru.
За март-июнь объем наличных рублей в обращении вырос на два триллиона, достигнув исторического рекорда в 12,431 триллиона рублей. Оперативная статистика Центробанка по ликвидности банковского сектора свидетельствует, что к концу октября эта цифра выросла уже почти до 13 триллионов рублей.
В июле количество обращающихся в экономике и кассах банков наличных денег выросло на 185,8 миллиарда рублей, в августе - на 109,9 миллиардов рублей. В сентябре процесс немного пошел на спад (на 86,6 миллиардов рублей меньше), но октябре вновь ускорился: с начала месяца наличная денежная масса стала на 124,8 миллиарда рублей больше. Эксперты с тревогой поговаривают, что процесс выходит из под контроля Центробанка.
В начале лета Центробанк давал прогноз, что спрос на "кэш" вернется к нормальным значениям вслед за отменой карантинных мер, а деньги, поступившие в экономику, постепенно уйдут из оборота после того, как будут потрачены потребителями и инкассированы банками. Но эти прогнозы не оправдались, и за июль-октябрь в оборот и банковские кассы поступило еще 506 миллиардов дополнительных рублей.
Заведующий отделом рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин считает, что растущий спрос на наличные - верный признак перехода бизнеса и потребителей к серой экономике: спасаясь от разорения в кризис, предприниматели стараются уходить от налогов. Об этом же свидетельствует и резкое падение сборов НДС в бюджет, - отмечает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. В сентябре Министерство финансов отметило провал налоговых поступлений на 23% в годовом выражении, чего не было даже на пике весенних изоляционных мер.
В "Газпромбанк" считают, что рост спроса на наличные, скорее всего, идет за счет компаний, а не населения, иначе прирост в два триллиона рублей означал бы, что средняя российская семья увеличила наличные накопления примерно на 35 тысяч рублей, что слишком много при средней зарплате в стране в 50 тысяч рублей и лишь падении доходов во время пандемии.
Более того, каждый пятый россиянин (22%) на самоизоляции полностью отказался от использования наличных средств и все покупки в этот период оплачивал банковской картой. Реже использовать наличные в этот период стали еще 43% опрошенных россиян. К тому же обычные граждане, как правило, снимают наличность через банкоматы, а в этом году "кэш" покидал систему через кассы банков, причем - крупных. Так что дело не только в начавшем вновь процветать "теневом секторе", но и во вполне легальных компаниях, которые "зачем-то" увеличили долю наличной расходов.