Posted 25 июня 2007,, 20:00

Published 25 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:43

Updated 8 марта, 08:43

Прокуроры напрягли инвесторов

25 июня 2007, 20:00
Вчера стало известно, что крупнейшая аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PWC) отозвала заключения на отчеты ЮКОСа за 1995–2004 годы. Это произошло на фоне конфликта компании с Федеральной налоговой службой (ФНС) и недавней борьбы за продление лицензии. Эксперты называют решение PWC вынужденным. Тем не менее,

Решение PricewaterhouseCoopers об отзыве заключений по ЮКОСу было ожидаемым. Недавно компания каким-то образом смогла договориться о продлении лицензии на деятельность в России, несмотря на конфликт с ФНС. К тому же вскоре ей предстоял и суд с налоговиками, обвинившими PWC в том, что она участвовала в схемах ЮКОСа по уходу от налогов в 2002–2004 годах. Впрочем, в самой компании связь судебного разбирательства с решением отозвать заключения по ЮКОСу отрицают. «Действительно, 17 июля будет рассматриваться наша апелляция по этому делу, и наша позиция в суде останется неизменной, но все это никак не связано с отзывом заключений, – сообщили «Новым Известиям» в пресс-службе PWC. – Мы действовали в соответствии с законом и не имели другого выбора, иначе бы мы просто потеряли доверие клиентов».

Некоторые другие аудиторские компании заступились за коллег. Как сообщили «НИ» в консалтинговой компании ФБК, политические аспекты в отношении PWC рассматривать просто не имеет смысла, поскольку согласно профессиональному стандарту № 10 аудитор попросту обязан отзывать старые заключения, если раскрывается новая существенная информация. Тем не менее в большинстве фирм этого профиля даже гипотетически заданный вопрос о возможности отзыва заключений вызывает теперь достаточно резкую реакцию. Так, например, в Deloitte&Touche вовсе отказались комментировать эту проблему, так как они «понимают, почему им сегодня задают этот вопрос». На тех же основаниях отказались высказываться по этому вопросу в Ernst&Young и в некоторых других аудиторских компаниях.

Нервозность объясняется тем, что эпизод с PricewaterhouseCoopers выглядит во многом как знаковый. Ведь клиентами этой крупнейшей аудиторской компании являются такие гиганты, как Центробанк, «Газпром» и «Альфа-Групп». Поэтому, когда Генеральная прокуратура вынуждает кого-то признать ошибочными все заключения за более чем десятилетний период, это наносит удар не только по репутации аудитора, но и по климату всего рынка.

Правда, президент «Юниаструм Консалтинг» Александр Бречалов предлагает посмотреть эту проблему с другой стороны. «По нашему мнению, репутация российских аудиторских компаний абсолютно не зависит от негативных происшествий с известными международными аудиторскими фирмами, что уже было доказано ранее на примере с Artur Andersen. Более того, возникновение недоверия российского бизнес-сообщества к иностранным аудиторам способствует росту интереса к российским аудиторам. Другими словами, перефразируя русскую поговорку, можно сказать: «Что немцу смерть, то русскому хорошо», – сообщил эксперт «НИ».

В чем-то оптимизм г-на Бречалова оправдан. По итогам 2006 года объем рынка 150 аудиторско-консалтинговых групп увеличился почти на 40% и, по оценкам Минфина, превысил 1 млрд. долларов. По данным Российской коллегии аудиторов, в 2006 году на рынке работало 10–12 тыс. аудиторов. При этом сектор аудита в общей структуре рынка в прошлом году увеличился на 35%.

Сегодня верхушку рейтинга аудиторских сетей России возглавляет «большая четверка» – PricewaterhouseCoopers, Deloitte, KPMG, Ernst & Young. Однако им сегодня уже могут составить серьезную конкуренцию другие компании, как правило, интегрированные в международные сети: «БДО Юникон» (сеть BDO Int.), «BKR-Интерком-Аудит», «Росэкспертиза» (MRI), «РСМ Топ-Аудит» (RSM Int.), ФБК (PKF), «Хорват Рус» (Horwath Int.), «Бейкер Тилли Русаудит» (Baker Tilly Int.), «Нексия Пачоли Мариллион» (Nexia Int.), Grant Thornton Trid (Grant Thornton Int.) и другие.

И все же качество аудиторских услуг напрямую связано с уровнем развития правовой системы, и любые намеки на то, что в работу аудиторов по политическим мотивам вмешиваются власти, подрывает доверие инвесторов. «Связь между претензиями Генпрокуратуры к PWC и решением отозвать свои заключения по делу ЮКОСа отрицать сложно, – полагает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, – и я не могу сказать, что это решение позитивно повлияет на доверие бизнеса к аудиторам. Конечно, PWC можно понять – чтобы не потерять российский рынок, эта компания была вынуждена пойти на компромисс с властями. Сегодня они занимают избирательную позицию и дают понять: все, что касается дела ЮКОСа, свободно от закона – они хотят окончательно уничтожить имидж этой компании. И если российский бизнес уже достаточно хорошо разбирается в истинных политических мотивациях Генпрокуратуры, то для иностранных инвесторов это дело подрывает привлекательность российского рынка в целом».

"