Posted 25 января 2015,, 21:00

Published 25 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:49

Updated 8 марта, 03:49

Бензин попал под маневр

25 января 2015, 21:00
Повышение цен на бензин обусловлено многими факторами, помимо падения курса национальной валюты. С таким заявлением выступил в конце минувшей недели премьер-министр Дмитрий Медведев. Он поручил главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) «тщательно проанализировать эту ситуацию». Экспертное сообщество в свою очередь
Сюжет
Бензин

Рост цен на бензин по итогам 2014 года составил порядка 9%, внеся свой вклад в рост годовой инфляции, которая, напомним, оказалась на уровне 11,4%. Такие цифры на прошедшем заседании у Дмитрия Медведева озвучил руководитель ФАС Игорь Артемьев. При этом нефть рухнула в цене за прошедший год более чем на треть. И руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в беседе с «НИ» отметил, что в России существует парадокс, когда цена на бензин растет в независимости от внешней конъюнктуры. И если, например, в США при удешевлении нефти бензин отыгрывает свою стоимость, то у нас он стабильно растет. За последние шесть лет единственным годом-исключением в повышательной тенденции цен на бензин стал кризисный 2009-й.

В свою очередь в ФАС отмечают, что на стоимость нефти в итоговой цене бензина приходится только 20%, в то время как на налоги – свыше 40%. Кроме того, по мнению Игоря Артемьева, при существенном снижении цен на нефть и нефтепродукты, которое имеет место на мировых рынках, в России существует «прямая корреляция с тем, что произошло с рублем. То есть насколько упали цены на нефть, настолько же, к сожалению, ослаб и рубль».

Однако премьер-министр отметил, что повышение цен на топливо и бензин в стране вызвано не только ослаблением рубля, но и другими причинами. В частности – налоговой составляющей. Дело в том, что с 1 января 2015 года в России реализуется налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, суть которого заключается в поэтапном – за три года – снижении экспортных пошлин на нефть в 1,7 раза с параллельным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в те же 1,7 раза, а на газовый конденсат – в 6,5 раза. Своей целью эта мера преследует сокращение зависимости российского бюджета от вливаний экспортных пошлин, которые закономерно снижаются вслед за падением нефтяных цен на мировых рынках. По предварительным оценкам профильных ведомств, поступления от налогового маневра в госбюджет должны составить в 2016 году – 247 млрд. рублей и в 2017 году – 250 млрд. рублей, а вот в текущем 2015 году дополнительных бюджетных поступлений не ожидается.

Еще на момент разработки налоговой маневр активно критиковался нефтегазовыми компаниями, поскольку он ведет к естественному повышению внутренних цен на нефтепродукты. Для предотвращения этих негативных последствий в рамках маневра предполагается понижение акцизов. Однако министр энергетики РФ Александр Новак считает, что цены на бензин в России в 2015 году все равно вырастут – по его оценкам, на 10%, а итоговые темпы роста во многом будут зависеть от инфляции.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша также уверен, что дальнейший рост цен неизбежен, но сложно прогнозировать, будет ли он плавным в течение всего года или скачкообразным. Правда, эксперты отмечают, что основной рост стоимости придется на весну этого года, так как сейчас на АЗС продают топливо, закупленное еще в декабре, и системе требуется время, чтобы прочувствовать влияние налогового маневра на расходы компаний. К тому же, по словам г-н Пасечника, на российском нефтяном рынке сохраняется высокая монополизация, что так же создает угрозу роста цен на автозаправках.

"