Posted 24 мая 2011,, 20:00

Published 24 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:20

Updated 8 марта, 06:20

Коррупция на заказ

24 мая 2011, 20:00
Вчера ФАС возбудила дело против Минобороны по признакам нарушения антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона на закупку аэродромного оборудования. За день до этого другое дело, уже уголовное, против ведомства возбудила Главная военная прокуратура. Речь в нем идет о закупках медицинского обор

Как сообщили «НИ» в пресс-службе ФАС, по результатам рассмотрения заявления ЗАО «Коминвест-АКМТ» военным инкриминируется «объединение в один лот продукции, технологически и функционально не связанной между собой, а также ограничение доступа к торгам, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в таких торгах». Действия Минобороны привели к тому, что в аукционе не смогли участвовать непосредственные производители оборудования. «В результате контракт был заключен по стартовой цене аукциона, и экономии средств не произошло, что в условиях ограниченного финансирования сектора является крайне негативным результатом», – заявил начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников.

А за день до этого главный военный прокурор Сергей Фридинский сообщил о возбуждении уголовного дела против Минобороны за то, что Главное военно-медицинское управление и управление госзаказа ведомства по договоренности с поставщиком закупили высокотехнологичное медицинское оборудование для войск по цене, в три с половиной раза превышающей их реальную стоимость. При этом государству был нанесен ущерб на сумму свыше 17 млн. руб. Как рассказал «НИ» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, Минобороны имеет возможность завышать стоимость и подбирать в обход рыночной конкуренции «нужных» участников, поскольку «под прикрытием секретности сейчас не проводится независимый аудит системы гособоронзаказа». По словам специалиста, это приводит к тому, что «военные могут назначать любую цену и только задним числом Счетная палата или ФАС обнаруживают нарушения, когда бюджетные деньги уже оказались потраченными впустую». «Рыночные механизмы в гособоронзаказе пока не работают», – резюмирует эксперт.

И это, похоже, лишь верхушка армейского коррупционного айсберга, за который сейчас вплотную взялись и антимонопольные, и следственные органы. Всего несколькими днями ранее та же ФАС обвинила Минобороны в нарушении конкуренции на рынке навигационных эхолотов. Основанием для возбуждения дела послужило заявление ЗАО «НПП Концерн «Промэлектроника». А признаки нарушения выражаются в том, что военные инициировали и осуществили дополнительные проверки качества продукции концерна, прошедшей все необходимые государственные испытания и подлежащей к поставке в рамках заключенного контракта с Минобороны. В компании убеждены, что генералы умышленно препятствовали продвижению их продукции в пользу прямого конкурента, который ранее осуществлял поставки аналогичной продукции.

ФАС и раньше «ловила» Минобороны. В 2009 году было выявлено более 6,5 млрд. руб. неэффективно израсходованных бюджетных средств в сфере государственного оборонного заказа. При проведении тендеров законодательство нарушалось 1343 раза. Надзорные органы выдали 206 предписаний об устранении нарушений, в том числе об аннулировании торгов. В результате силами Рособоронзаказа и ФАС было возвращено в бюджет только в тот год более 39 млн. рублей.

Председатель общественного комитета по борьбе с коррупцией Анатолий Голубев убежден: непрозрачность гособоронзаказа приводит к тому, что силовики «сами рисуют себе цифры и сами же выставляют себе оценки за проделанную сомнительную работу». Эксперты прогнозируют дальнейшие антикоррупционные разоблачения в силовых ведомствах и новые отставки. Тем не менее, отмечает г-н Голубев, поскольку сама система гособоронзаказа остается прикрытой грифом «военной тайны» и отсутствует гражданский контроль за военными расходами, «отставки не приведут к ощутимым результатам». «Пришедшие на смену отставленным военные чиновники моментально подстроятся под нынешнюю коррупционную модель закупок», – заявил «НИ» эксперт. По его словам, в создавшейся ситуации позитивным фактором можно считать только то, что контрольные органы наконец-то начали прислушиваться к мнению бизнеса, занимающегося военными поставками. Да и активность самих предпринимателей, не намеренных мириться с ограничением конкуренции и коррупцией при проведении оборонных торгов, похоже, возрастает.

"