Posted 23 декабря 2016,, 08:25

Published 23 декабря 2016,, 08:25

Modified 8 марта, 02:30

Updated 8 марта, 02:30

ЕГАИС: благо для казны и боль - предпринимателям

ЕГАИС: благо для казны и боль - предпринимателям

23 декабря 2016, 08:25
Помогут ли усиленные меры по контролю за производством и распространением алкоголя избежать массовых отравлений «паленкой» и денатуратом – вопрос спорный. А вот на усиление контроля рынок реагирует однозначно – повышением цен.

Недавнее ЧП с отравлением в Иркутске дало повод властям еще усерднее говорить о контроле участников алкогольного рынка, но вот от трагедии, как видим, не уберегло (тем более отравившиеся пили отнюдь не пищевую настойку боярышника). Премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал прекратить незаконный оборот спиртосодержащей продукции в принципе, а официальный представитель Росалкогольрегулирования Александр Куликов даже заявил о внедрении ЕГАИС в фарминдустрии. Но пока это только слова – продавцы в аптеках Екатеринбурга, например, о внедрении ЕГАИС с 1 января 2017 года ничего не знают.

Обязательное использование ЕГАИС до сих пор вызывает нервные спазмы у некоторых предпринимателей. Дело в том, что простая, на первый взгляд, система подключения и работы с ЕГАИС по факту оборачивается массой проблем из-за неразрешенных организационных проблем.

За разработку нормативно-правовой базы, за внедрение и функционирование ЕГАИС отвечает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Первая попытка вести госучет всей спиртосодержащей продукции была предпринята еще в 2005 году – для производителей и импортеров алкоголя. Программное обеспечение разработало ФГУП НИЦ «Атлас», по некоторым данным, близкое к ФСБ. Производители и импортеры заплатили тогда около 30 тысяч рублей с носа за подключение к системе. Сразу же возникли проблемы из-за отсутствия внятной нормативно-правовой базы и «сырого» программного обеспечения: продажи алкогольсодержащей продукции «встали» по всей стране. Хапнули горя производители парфюмерии и некоторых видов косметики. Производители лаков для волос, например, были вынуждены пересматривать рецептуру, чтоб исключить из нее спирт. Система в первоначальном виде просуществовала недолго, но затраты-то предприниматели понесли – и как оказалось, все зря!

Второй заход случился в 2015 году – с принятием Федерального закона № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ» 29 июня 2015 года. Согласно ФЗ, в течение 2015-2018 года к ЕГАИС должны быть подключены все организации и ИП, занимающиеся производством и оборотом алкогольной продукции, в том числе розничной продажей.

Опуская промежуточные этапы, в целом можно сказать, что уже полгода – с 1 июля 2016 – все предприниматели, так или иначе связанные с алкоголем, работают в ЕГАИС. И благие намерения государства влетают им в копеечку, которую они готовы возместить за счет покупателей.

«Все вынуждены закупать программное обеспечение для передачи данных в ЕГАИС и ключи для обслуживания, устанавливать обновления, – говорит Анна, владелица продуктового магазина из Екатеринбурга. – Чтобы отслеживать изменения в ЕГАИС, проводятся обучающие семинары и вебинары. Они необязательные, но там обсуждаются нюансы использования, даются методические рекомендации. Участие в семинарах платное. Получается, что охрана народа осуществляется за счет предпринимателей. Это то же самое, если бы всех нас попросили купить оружие и автомобили для полиции».

Понять владельцев розницы можно – на дворе кризис, аренда и закупочные цены растут, продажи падают. Допрасходы не нравятся никому. Так, стартовый набор для подключения к ЕГАИС, включающий в себя крипто-ключ JaCarta и сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП), стоит около 5 тысяч рублей (ПО УТМ предоставляется бесплатно).

Для розничной торговли (кроме заведений общепита) необходим также 2D-сканер, стоимость которого варьируется от 3,5 тыс. рублей и фискальный регистратор с функцией печати QR-кодов – от 18 тысяч рублей и выше. Плюс компьютер с операционной системой Windows и выходом в интернет, на котором уже есть система учета (например, 1С) и будет установлен УТМ; плюс кассовый аппарат, совместимый с программным обеспечением ЕГАИС. Автоматизацию ЕГАИС предлагает множество компаний на рынке, стоимость ее начинается примерно от 50 тысяч рублей (УТМ Hub с прошитым модулем УТМ + сканер + фискальный регистратор).

Надо учитывать, что если у одного юрлица несколько точек продаж, то таким комплектом следует оборудовать каждое обособленное подразделение. Крипто-ключи обновляются ежегодно за отдельную плату. Многие компании несут расходы на обслуживание оборудования для ЕГАИС – этим занимаются специализированные фирмы, которые берут розничных продавцов «на абонемент». «И так акцизы поднебесные, так еще и множество накладных расходов на каждую точку», – говорит собеседница «НИ».

Любом случае, действующие продавцы так или иначе проблему подключения решили и полгода уже проработали. И многие говорят о неудобствах эксплуатации системы. «Если интернет временно не работает – продаж нет. Скачок напряжения и поломка компьютера с установленной ПО ЕГАИС – продаж нет», – поясняет Анна. К слову, на официальном сайте написано, что без подключения к интернету ЕГАИС может работать до трех суток. А после – штрафы.

«Система иногда подтормаживает, – рассказывает Марина, главный бухгалтер сети кафе и баров из Екатеринбурга. – По накладным мы продукцию получили, а в системе она «зависла». Звонят поставщики, беспокоятся» Это понятно, им тоже отчитываться, если окажется, что партия алкоголя не оприходована. «Надеюсь, в течение года все наладится, но пока работает с перебоями», – говорит Марина.

Неудобства ЕГАИС представляет для супер- и гипермаркетов и торговых сетей, где алкоголь закупается не просто ящиками, но паллетами. А «пропикивать» на предмет акцизной марки и штрих-кода надо КАЖДУЮ бутылку. То есть хочешь-не хочешь, а приходится увеличивать штат сотрудников.

С другой стороны, есть плюс – жесткий учет ведет к тому, что торговать перестали не только контрафактом, но и из-под полы. «Если раньше продавцы могли продать «своим» неучтенку, теперь это нельзя, – поясняет старший кассир придомовой «Пятерочки». – Очень хорошо, что есть такая система». На вопрос, а сколько времени тратится на учет поступившего для продажи алкоголя, она поясняет: «Лучше мы время потратим, чем деньги потеряем». Впрочем, недостатки в системе учета отдельной точки продаж – это не тот вопрос, который призвана решать ЕГАИС, для этого есть менеджмент в организации…

Алкогольные декларации, в которых отражается весь поступивший и проданный за квартал алкоголь, в бумажном виде по-прежнему сдаются раз в квартал. «Это двойная работа: сдаем алкогольную декларацию и отражаем в ЕГАИС, – говорит главбух Марина. – Причем будут несоответствия: если бармен открыл бутылку, чтобы сделать коктейль, например, то в ЕГАИС отразится, что он продал ее всю, весь объем 0,75 литра. А бутылки с дорогим алкоголем могут долго стоять на баре – ведь не всякий день выпивают по бутылке хорошего коньяка, например. В алкогольной декларации напитки отражаются по декалитрам, то есть сколько продал – столько и отразил. Вот и получаются расхождения».

Но больше всего удручают предпринимателей затраты. «Можно и вручную алкогольные декларации заполнять, но вообще-то все сейчас автоматизировано, отчеты сдаются через интернет. Компания, которая предлагает сервис по учету и предоставлению данных в налоговую инспекцию и другие ведомства, за автоматизацию каждого отчета берет деньги. То есть сдать бухгалтерские отчеты – две тысячи, алкогольную декларацию – в пределах пяти, плюс ежегодное обновление ЕГАИС (крипто-ключей – прим. «НИ») еще две тысячи». Вынужденная двойная работа выходит недешево. «И это мы (общепит – прим. «НИ») еще не обязаны приобретать оборудование для сканирования штрих-кодов и печати чеков на алкоголь», – добавляет главбух. Цены на это оборудование, как уже упоминалось, начинаются от десятка тысяч рублей. Для малого бизнеса – существенно.

Все эти траты – там две тысячи, тут пять – в итоге ложатся на плечи конечных покупателей. Естественно, алкоголь дорожает, и представителям маргинальных слоев общества приходит в голову пить стеклоочистители и бытовую химию с метиловым спиртом.

Да и сама система, которая «подтормаживает» и «зависает» несет порою убытки продавцам: не работает ЕГАИС – продажи алкоголя встают. «В общем, пока все еще очень сырое, – подытоживает хозяйка продуктового супермаркета. – Идея-то здравая – борьба с контрафактом. Но как обычно, все через одно место, и к тому же за счет предпринимателей».

***

Принцип действия ЕГАИС простой: российские производители наносят на каждую бутылку алкоголя акцизную марку и специальный код - двумерный штриховой код PDF-417. Импортеры алкоголя предоставляют подобные коды иностранным производителям для нанесения в процессе производства.

Отправитель продукции (производитель, импортер или оптовик) фиксирует в ЕГАИС расходные накладные. Объем отгруженной продукции резервируется на остатках отправителя в ЕГАИС. Получатель продукции (розничный магазин или другой оптовик) получает все отправленные на него накладные через специальное ПО - Универсальный Транспортный Модуль (УТМ). Любые расхождения между фактически принятой продукцией и накладными ЕГАИС должны быть соответствующим образом оформлены.

В момент розничной покупки в магазине алкогольная продукция сканируется специальным сканером. Если считать код не удалось – покупка блокируется. При успешном прохождении кода данные с помощью предварительно установленного программного обеспечения - Универсального транспортного модуля (УТМ) «улетают» в ПО ЕГАИС. УТМ формирует квитанцию, касса выдает кассовый чек с двумерным кодом. Код этот можно «прочитать» с помощью приложения для смартфона и узнать, когда, где и кем данный алкоголь произведен.


"