Рус
Eng

Еда пошла по миру

Еда пошла по миру

Еда пошла по миру

22 марта 2016, 00:00
Экономика
Инна Деготькова
Объем экспорта российских продуктов питания за прошлый год существенно вырос. По некоторым товарным позициям рост составил фантастические 3400%, подсчитали в Центре международной торговли (ЦМТ) на основе данных Федеральной таможенной службы. Эксперты связывают это с резким удешевлением рубля, благодаря которому покупат

Примечательно, что общий объем экспорта из России в прошлом году снизился в сравнении с 2014 годом на 31% – до 343,4 млрд. долларов из-за падения цен на нефть, поставки которой наша страна сократила на 40,1% – до 173,3 млрд. долларов.

Зато спрос на отечественные продукты питания резко возрос. Впрочем, несмотря на то, что экспорт продуктов из России вырос в разы, доходы от их продаж огромными не назовешь. Объемы поставок хоть и увеличились, но оказались невысокими даже при снижении экспортных цен из-за подешевевшего рубля.

По отдельным товарным позициям ситуация складывается довольно странная, если не сказать парадоксальная. Сильнее всего – на 82% – выросли поставки агломерированной пробки (используемой для производства пробок для вина), которую в России не производят. То есть речь идет о реэкспорте из других стран. Впрочем, объем таких «перепродаж» невелик, всего 1,1 млн. долларов.

На 63,4% – до 402,5 млн. долларов увеличились поставки овощей, корнеплодов и клубнеплодов. В частности, в 2015 году резко выросла популярность российского картофеля – экспорт увеличился на 124,6%, до 17,3 млн. долларов, следует из данных ЦМТ. Причина тому – рекордно высокий урожай картофеля в прошлом году. В результате розничная цена внутри страны на крахмалистый овощ снизилась, а его импорт стал привлекателен для зарубежных покупателей из-за девальвации рубля. К слову, больше всего российского картофеля в прошлом году приобрела Украина, а в этом году ее конкурентами по импорту станут Азербайджан, страны Средней Азии и Египет, которые уже проявили интерес к этому клубнеплоду. Также возрос экспорт огурцов, корнишонов, капусты, моркови, репы и свеклы.

Заметно вырос вывоз бобовых культур – гороха, нута, чечевицы (на 53%, до 322,4 млн. долларов). Основные импортеры бобовых – Турция, Индия и Пакистан.

Кроме того, в 2015 году заметно вырос экспорт мяса и мясных субпродуктов – на 11,7 % до 117 млн. долларов. Наибольший вклад в этот рост внесли производители мяса домашней птицы и свинины. В ближайшие годы российские компании планируют экспортировать мясо птицы в Египет, Иран, Ирак, в настоящее время идут переговоры с Китаем, уже получено в начале 2016 года разрешение на продажу курицы в ОАЭ.

Гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина считает, что сложившаяся конъюнктура позволяет российским производителям захватить внушительную долю рынка и окончательно закрепить свои позиции по экспорту зерна и мяса. «Россия уже имеет постоянные экспортные договоры со многими странами и налаживает связи с новыми партнерами. Даже в случае укрепления рубля сейчас мы получаем возможность вытеснить других поставщиков с интересующих нас рынков сбыта, в том числе стран СНГ, Северной Африки, Китая, и увеличить объемы экспорта», – пояснила эксперт в беседе с «НИ».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter