Posted 21 июля 2016,, 12:44

Published 21 июля 2016,, 12:44

Modified 8 марта, 03:02

Updated 8 марта, 03:02

Бензин вместо масла

Бензин вместо масла

21 июля 2016, 12:44
В период с апреля по июнь жители нашей страны стали меньше обращать внимание на рост цен на некоторые продукты, в частности, яйца, мясо и птицу. Теперь их больше волнует повышение стоимости бензина, услуг ЖКХ, одежды, обуви и электроники. Такой вывод содержится в свежем опросе «Измерение инфляционных ожиданий и потреби
Сюжет
Цены

При этом цены на отдельные категории товаров, например, фрукты и овощи, рыбу и морепродукты, сыр и колбасы, а также хлеб по-прежнему сильно беспокоят россиян. Вместе с тем каждый год растет число людей, которые пытаются смягчить для себя последствия инфляции и роста цен, отмечают в ФОМ. Два года назад экономящих россиян насчитывалось 17%, а сейчас – уже более четверти. Основной стратегией, которой они пользуются, стало сокращение расходов и жесткая экономия денежных средств.

«За последний год люди стали чуть чаще покупать более дешевые продукты и товары, и немного увеличилось число тех, кому приходилось брать кредит в банке, покупать товары в кредит», – уточняют специалисты ФОМ.

Однако несмотря на то, что 75% россиян за последние два-три месяца заметили повышение цен в магазинах, их инфляционные ожидания на следующий год стабилизировались: люди не ожидают ни заметного роста, ни сильного снижения цен. При этом в ФОМ отмечают, что чуть менее половины опрошенных считают, что инфляцию в принципе можно сдерживать и контролировать, а большинство из них недовольны тем, как государство это делает.

Напомним, что фонд «Общественное мнение» регулярно изучает изменение потребительских привычек россиян в условиях кризиса, начиная с 2014 года. В июльском опросе на эту тему указывается, что за последние полгода на продуктах стали экономить примерно две трети опрошенных, на непродовольственных товарах – больше половины.

В динамике выясняется, что самым критичным для россиян оказался период с марта по июнь 2015 года, когда больше людей стали сокращать потребление продуктов или начали покупать товары более дешевых марок. В частности, экономить потребители, в первую очередь, решили на мясе и птице, сыре и колбасах, а также фруктах. Из непродовольственных товаров от экономии россиян сильнее пострадала категория «одежда и обувь», а также «развлечения, досуг» и «услуги кафе, ресторанов».

О том, что россияне снижают потребительскую активность, свидетельствуют также данные июльского мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения, который проводит Институт социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС. В нем отмечается, что из-за экономии россиян за два года на 14,9% снизился оборот розничной торговли.

«Мы переживаем сейчас эффект негативной стабилизации, – сказала «НИ» директор ИНСАП Татьяна Малева. – Налицо признаки апатии и безразличия. Люди не видят факторов, которые бы указывали на перелом, на то, что запущен, наконец, механизм экономического роста. И они предпочитают ничего не предпринимать, а только экономить. Никаких других моделей поведения, кроме сберегательной, не просматривается. Но эластичность этой модели не безгранична – нельзя экономить постоянно».

"