Posted 20 мая 2007,, 20:00

Published 20 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:41

Updated 8 марта, 08:41

Советы бывших соседей

20 мая 2007, 20:00
В проведении экономических реформ Россия отстала от стран Восточной Европы на пять–десять лет. Такое мнение высказал замдиректора Венского института международных экономических исследований Петер Гавлик в ходе международной конференции «Промышленная реструктуризация в странах СНГ: опыт и уроки государств – новых членов

Вывод, который сделал г-н Гавлик, основывается не на его личных впечатлениях, а на результатах исследовательского проекта INDEUNIS, финансируемого Еврокомиссией и объединяющего 10 научно-исследовательских институтов из стран Восточной Европы и СНГ. В частности, ученые-экономисты уверены, что промышленная политика, опирающаяся в основном на самолетостроение и кораблестроение, выглядит уже отчасти старомодной, а страны, переживающие переходный период, должны уделять максимум внимания инновациям и так называемой «экономике знаний». Что же до структурной перестройки на постсоветском пространстве, то, по мнению участников проекта, сегодня в России, на Украине, в Казахстане и Белоруссии стремительно идет процесс примитивизации экономики.

Причина отставания экономик стран СНГ видится ученым не столько в их слабой интеграции, сколько в отсутствии стимула к проведению реформ. Петер Гавлик, например, считает, что в бывших соцстранах Восточной Европы таким стимулом было желание вступить в Евросоюз. «Россия же и страны СНГ такого внешнего фактора не имели, а потому и отстали лет 5–10», – констатирует он. По мнению г-на Гавлика, главным стимулом для экономических реформ в России нужно избрать вступление в ВТО. Профессор Российской экономической школы Олег Замулин с такой рекомендацией не согласен. «Ожидать значительных подвижек в сфере реструктуризации российской экономики под лозунгом вступления в ВТО не стоит. Это может оказать лишь частное влияние на ряд отраслей. Кардинально же изменить экономику это вряд ли позволит», – полагает специалист.

Как рассказал «Новым Известиям» директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, значительно преуспели за последние годы в экономическом отношении Словения, Чехия и Венгрия. Они, по словам ученого, сумели сделать качественный скачок за счет либерализации. «Продвинулись те, кто преуспел в «распродаже» собственной экономики. Допустив на свой рынок иностранные компании, страны Восточной Европы сделали большой шаг вперед. Банковские системы этих стран по большей части управляются из Брюсселя. Однако для нас такой путь неприемлем», – убежден г-н Гринберг. Говоря об отечественных успехах, он отметил, что России за последние годы удалось создать хороший инвестиционный климат, который позволил ей привлечь 40 млрд. долларов инвестиций. «В других отраслях больших результатов достичь не удалось. По-прежнему какие-то 12 товаров определяют весь экономический рост страны», – посетовал ученый.

Для преодоления существующего отставания, по мнению заместителя директора Института мировых экономических и политических исследований РАН Светланы Глинкиной, необходимо многостороннее сотрудничество между Россией, СНГ и ЕС. «На сегодняшний день существует лишь диалог между отдельными странами. Наличие же многостороннего взаимодействия и восприятие зарубежного опыта позволило бы нашей стране провести ряд эффективных реформ и диверсифицировать экономику», – пояснила профессор.

Отвечая на вопрос «НИ», насколько Европа заинтересована в реструктуризации, а как следствие, и в укреплении российской экономики, г-жа Глинкина отметила, что для европейцев существует предельно допустимый уровень усиления России, превышения которого они постараются не допустить. «Наша сегодняшняя сырьевая политика в целом Европу устраивает. Поэтому она заинтересована в диверсификации российской экономики лишь в том смысле, чтобы не допустить нестабильной обстановки, при которой РФ станет менее предсказуемой или не сможет выполнять свои международные обязательства», – считает ученый. Из этого можно сделать вывод, что разбираться со своими проблемами и догонять не только Западную, но и Восточную Европу, от которой мы уже отстали на десятилетие, нам, видимо, придется самим.

"