Posted 19 ноября 2019, 16:31

Published 19 ноября 2019, 16:31

Modified 7 марта, 15:24

Updated 7 марта, 15:24

В России четверть заемщиков имеют просрочки по кредиту

19 ноября 2019, 16:31
Задолженность по кредиту сроком более 3 месяцев имеют около 10 млн россиян. Эксперт поясняет, что тенденция к росту числа неплательщиков может привести к глобальным последствиям для российской экономики в целом.

Согласно исследованию Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), задолженность по банковскому кредиту, просроченную более чем на три месяца, имеет каждый четвертый заемщик в стране. На данный момент речь идет уже о 10 млн россиян. Всего в стране около 40 млн граждан имеют банковские кредиты (ипотечные, потребительские или кредитные карты), сообщает ТАСС.

С января по сентябрь количество таких должников выросло на 4%. В исследовании говорится, что в 60% случаев причиной неуплаты становится наличие финансовых проблем. При этом оставшиеся 40% должников делятся на тех, кто “забывает”, обвиняет банк в мошенничестве, не соглашается с суммой долга или — как в 10% случаев — является убежденным неплательщиком.

В исследовании также приводятся данные, согласно которым в случае возникновения финансовых проблем люди сначала отказываются от трат на развлечения и одежду, потом сокращают расходы на 10-30% на потребительские товары и продукты и лишь после этого допускают пропуски платежей по кредитам.

Доходы населения увеличиваются слишком скромными темпами или не растут вовсе, что не позволяет рассчитывать на изменение ситуации в лучшую сторону. Более того, увеличение долговой нагрузки и растущие просрочки по платежам могут привести к тому, что люди просто прекратят производить своевременную оплату.

Экономист, генеральный директор международного фонда “Содействие предпринимательству” Андрей Бунич в комментарии “НИ” пояснил, что сложившаяся ситуация является крайне серьезной и чревата тем, что долги по кредитам просто перестанут выплачиваться, что заставит вмешаться государство и неизбежно вызовет инфляцию. При этом пострадают прежде всего люди, которые не имеют или не имели кредитов. Кроме того, тенденция к росту числа неплательщиков может привести к глобальным последствиям для российской экономики в целом:

“Приведенные данные крайне интересны, потому что статистика ЦБ не даёт таких цифр, а у коллекторских агентств осведомленность лучше в этой области, соответственно их оценка заслуживает доверия.

Даже то, что предоставляет ЦБ — уже не так уж хорошо. Они предупреждали о том, что есть определенные риски по потребительскому кредитованию. Был спор с Минэкономразвития по этому поводу. Это обсуждалось на уровне правительства и ЦБ, министр требовал прекратить раздувать пузырь потребительского кредитования. Т.е. даже исходя из статистики ЦБ и Росстата, тема поднималась. Даже исходя из более “красивых” цифр признавалось — и Набиуллиной, и Орешкиным — что риски есть. И получается что исходили из гораздо лучших данных, признавали уже наличие пузыря, но говорили о том, как с ним бороться, и не подорвет ли это экономику, если резко начать.

А тут выясняется, что все еще хуже. И речь о том, что закредитованность сильно выше, и невозвраты могут быть в разы больше. Безусловно, это говорит о том, что ситуация опасная. Если вдруг выяснится, что большинство не могут погашать свои кредиты, государству придется принимать какие-то болезненные меры при ухудшении экономической ситуации — а оно вполне вероятно, потому что улучшений пока не просматривается. Ухудшение может быть обусловлено и изменениями конъюнктуры на мировом рынке и связанного с этим падением доходов, отсутствием заметных темпов роста самой российской экономики, технологическими трендами, геополитической ситуацией.

Ухудшение ситуации с доходами приведет к тому, что людей, имеющих ощутимые просрочки по платежам, будет не 10, а 20 или 30 миллионов. И будет не 60, а 80% неплатежей. Можно будет говорить о том, что никто не может обслуживать свои долги. Когда речь идет о доле неплательщиков, это купируется, но когда это приобретает характер эпидемии, то это может привести просто к тому, что государству придется брать на себя какие-то долги. Десятки миллионов — это много, на улицу из квартир их всех не выгонишь. Значит, государству придется принимать меры, компенсируя банкам эти задолженности, что будет равносильно печатанию денег. И это уже косвенно ударит по тем, кто не брал кредитов. В случае критического сценария пострадают те, кто не набирал денег. Соответственно придется принимать программы по пролонгации, реструктуризации этих кредитов — тотальной помощи. Это потянет на многие триллионы рублей и, безусловно, будет инфляционным фактором, и главное — это будет колоссальной несправедливостью по отношению ко всем остальным. И сможет подорвать в итоге финансовую стабильность государства”.

Подпишитесь