Posted 18 апреля 2007,, 20:00

Published 18 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

Споры на заправке

Споры на заправке

18 апреля 2007, 20:00
Снизить цены на бензин в России на 25% при нынешней экономической ситуации возможно уже в ближайшее время. Такое мнение озвучил вчера председатель совета Союза нефтегазопромышленников РФ Юрий Шафраник. По его словам, для решения этой задачи нужно срочно налаживать диалог между правительством и бизнесом. Кроме того, изм

Напомним, что разговор между государством и бизнесом о бензине в нашей стране уже один раз состоялся. Было это осенью 2005 года. Тогда, правда, речь шла не о снижении, а хотя бы о приостановлении роста цен. Результат оказался неоднозначным: правительству удалось «убедить» нефтяных королей не жадничать и добиться, таким образом, временного тактического успеха. Однако впоследствии цены очень быстро отыграли возникшую из-за «заморозки» паузу. Как отметила «НИ» аналитик Ольга Беленькая, такие меры не решают ключевого вопроса – нехватки нефти на внутреннем рынке и разницу между оптовой и розничной стоимостью горючего. Поэтому, если власть опять будет действовать с позиции силы, результат вряд ли будет иным.

Что касается изменения налоговой системы, то в предложении Юрия Шафраника речь идет о переносе на российскую почву американской модели. В США основную налоговую нагрузку несут не производители, а розничные сети. Бензин колеблется вместе с нефтью, быстро увеличиваясь в цене, но столь же стремительно и понижаясь. У нас же цены, раз поднявшись, падать обыкновения не имеют, вне зависимости от положения дел на мировых рынках. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: в стране-импортере нефти – США – бензин стоит дешевле, чем в России, где нефть является крупнейшей статьей экспорта.

Эксперты, однако, считают, что одним росчерком пера ситуацию изменить не удастся. «Налоговых изменений явно мало, – уверен президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. – В США ключевую роль играет высокая конкуренция в розничной сети, успешно регулирующая цены. В условиях России это может закончиться тем, что производители увеличат норму прибыли, но на снижение цен не пойдут». По словам Ольги Беленькой, успех такого мероприятия мало предсказуем на монополизированном рынке РФ, где небольшое количество производителей плотно контролирует розничные сети и делит страну на сферы влияния по регионам. Кроме того, нынешняя система довольно удобна с точки зрения собираемости налогов, отметила собеседница «НИ». Несколько крупных компаний контролировать в части налогообложения гораздо проще и удобнее.

Попутно г-н Шафраник обозначил и опасность для России предела мировых цен на нефть на уровне 75 долларов за баррель. «За последние год-два за счет этого верха цен в мире пошел новый технологический прорыв, от которого Россия может отстать», – сказал он. Заметим, что основа этого прорыва – это частичный переход на топливо биологического происхождения, которое может стать альтернативой бензину. По мнению специалистов, при всем желании наша страна не сможет в обозримом будущем организовать производство биотоплива в масштабах, способных перевернуть рынок.

Такой точки зрения придерживается, в частности, Леонид Григорьев. По его словам, вполне возможно увеличивать объемы производства этанола по 5% в год, а вот на что-то большее замахнуться, пока нереально. «Получение топлива из рапса и других ресурсов эффективно в небольших количествах, но на цены это никак не повлияет. Для массового внедрения биотоплива нужны большие запасы почти дармового сырья. Их наличием может похвастать Бразилия, в какой-то степени Украина. У нас же это выльется в серьезнейшую конкуренцию за земельные ресурсы между нефтяниками и сельским хозяйством», – подчеркнул эксперт.

"