Posted 16 июня 2014,, 20:00

Published 16 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Шире шаг

Шире шаг

16 июня 2014, 20:00
На фоне стагнации экономики и ухудшения отношений с Западом российские власти пытаются «взбодрить» народное хозяйство невиданными с советских времен «проектами будущего». В освоение арктических кладовых, поворот энергетических рек с Запада на Восток, строительство «Южного потока» (который вполне может оказаться невостр
Сюжет
Бюджет

Объем капитальных вложений в освоение нефтяных месторождений в Восточной Сибири и расширение экспорта нефти на восточном направлении составят 1 трлн. долларов на период до 2035 года. Об этом накануне заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. После осложнений отношений с Западом ставка делается на «восточный прорыв» путем поставок энергоносителей в Поднебесную. Один только контракт «Газпрома» на поставки газа в Китай потребует от российской компаний 55 млрд. долларов инвестиций. Где взять деньги – не совсем ясно.

Желание Москвы обратить взор на Восток понятно, ведь поставки в Европу оказались под большим вопросом. Евросоюз (основной потребитель российского газа) в связи с украинскими проблемами ставит палки в колеса «Южному потоку», который должен пойти вокруг строптивого южного соседа России. Еврокомиссия фактически заморозила строительство трубопровода, объяснив это его несоответствием требованиям Третьего энергопакета. Да и сам «проект века», о котором долго говорили российские газовики, неожиданно резко подрос в цене. Стоимость строительства газотранспортной системы Южного газового коридора, предназначенного для подачи газа с территории России в экспортный газопровод «Газпрома», увеличилась на 45% – до 738,54 млрд. руб. (свыше 21 млрд. долларов), следует из материалов, опубликованных на сайте «Газпрома». Представитель «Газпрома» не смог объяснить причину роста сметы. Впрочем, ожидать прекращения поставок газа в Европу даже в связи с многомиллиардным китайским контрактом не приходится. Однако уже сейчас очевидно, что газовые прорывы в обоих направлениях влетят России в копеечку даже по сравнению с изначально заявленной стоимостью работ.

Но и эти траты меркнут по сравнению с фантастическими проектами по освоению природных кладовых Арктики. Чиновники считают, что арктические ресурсы жизненно необходимы нашей стране. «Добыча углеводородов на российском шельфе будет играть важную роль в энергетическом балансе России. В настоящее время континентальный шельф России является единственным крупным резервом углеводородного сырья, с которым связаны перспективы дальнейшего развития ресурсной базы страны», – говорил ранее министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Однако оптимизм по поводу арктической экспансии несколько меркнет, учитывая, что, по ведомственным оценкам, только на геологоразведочное обеспечение освоения шельфа на период до 2030 года потребуется около 3,5 трлн. рублей. Судовое обеспечение обойдется еще в 6,5 трлн. рублей. Как признал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, «таких денег в казне нет».

В качестве еще одного «прорывного проекта» следует упомянуть строительство моста в Крым, который, похоже, станет самым дорогим в мире. Стоимость различных вариантов возведения мостового перехода через Керченский пролив варьируется от 283 млрд. до 349 млрд. рублей (8,18–10,09 млрд. долларов по текущему курсу ЦБ). Об этом сообщил председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Причем нынешняя смета возведения политически важного моста в разы превышает первоначальные оценки властей в 50–80 млрд. рублей. Добавим, что самым дорогим мостом сейчас считается мост Сэто-Охаши-Кодима в Японии протяженностью 13,22 км. Он был построен в 1988 году и обошелся «всего лишь» в 8 млрд. долларов.

«Россия ввязалась в несколько «строек века». К ним можно причислить и строительство Южного потока, и арктическую экспансию России, и строительство Керченского моста, а также трубопровод в Китай, – сказал «НИ» председатель совета директоров международной инвестиционной компании Иван Андриевский. – Для того чтобы понять, во сколько будут обходиться все эти стройки года, необходимо перейти к соответствующим цифрам. Стоимость Южного потока оценивается в 743 миллиарда рублей, 375 миллиарда стоит мост, 377 миллиардов стоит нефтепровод в Китай, арктическую экспансию можно оценить в ту же стоимость. Следовательно, на все эти стройки (без арктической экспансии) уйдет 1,5 триллиона рублей. Скорее всего, из-за внушительности этой цифры придется искать деньги со стороны. Надеяться на внутренние резервы не приходится, ведь экономика сейчас не в самом лучшем состоянии, а с промышленностью у нас беда. Брать кредиты у западных банков тоже проблематично, потому что они выдают средства под большие проценты, к тому же после событий на Украине репутация нашей страны в мире пошатнулась. Все будет зависеть от цен на нефть, газ, а также от стоимости проезда по Керченскому мосту. Но говорить об окупаемости в ближайшие годы не приходится – слишком большие затраты на строительство. Кстати, из-за большой сметы велика вероятность того, что эти стройки превратятся в долгострой».

«Характерно, что, например, присоединение арктических территорий, а также освоение арктического шельфа являются вопросами скорее политического, нежели экономического характера. Добыча нефти и газа из арктических месторождений не является рентабельной, чему свидетельствуют неоднократные отсрочки в освоении уже намеченных арктических месторождений (например, Штокмановского). С учетом того, что на начальном этапе будут разрабатываться более рентабельные участки Восточной Сибири и Дальнего Востока, реальное освоение арктических месторождений следует ожидать лишь в среднесрочной перспективе», – заявила в беседе с «НИ» сотрудник Центра сырьевой экономики РАНХиГС Ирина Гринец.

По мнению аналитиков, в условиях проблем с западными займами оплата «прорыва в будущее» будет переложена на плечи россиян. «После роста в 2000-е годы инвестиционная модель России примерно с 2012 года сломалась, – сказал «НИ» главный экономист Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. – Капиталы стремительно бегут из страны, особенно после событий на Украине. Экономика также замедляется. Однако чтобы поддержать падающие темы роста и модернизацию, правительство намерено развернуть «стройки века». Причем непонятно, за чей счет будет происходить финансирование. Правительство уже влезло в Фонд национального благосостояния, из которого финансируются будущие пенсии. При этом очевидно, что, как у нас водится, при плохом контроле, монополизме и коррупции «стройки века» будут заметно дорожать и затянутся по срокам. Если учесть, что цены на нефть и газ могут упасть, то стране придется влезать во внешние долги. Только в этом году по внешним займам корпорациям необходимо заплатить 80 миллиардов долларов. В связи с гигантскими «проектами будущего» возможен резкий рост внешнего долга страны. Кроме того, тот же «Газпром», вынужденный тратиться как на Южный поток, так и теперь на «трубу» в Китай, скорее всего, постарается переложить расходы на плечи россиян в виде повышения тарифов».

НОРВЕЖЦЫ НЕ ПРОЧЬ ПОУЧАСТВОВАТЬ В АРКТИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ РОССИИ

Растущее сотрудничество России и Китая, увеличение транзитных перевозок по Северному морскому пути и разработка новых нефтегазовых месторождений в российской Арктике – вот три фактора, заставившие норвежцев вспомнить о старых планах соединения своих железных дорог с российскими. «Киркенес – это пригород Пекина, расположенный на расстоянии всего 10 000 километров от китайской столицы» – эта шутка появилась в Норвегии в связи с изучением возможности прокладки ж/д линии в 40 км между городом Никель на Кольском полуострове и норвежским Киркенесом. В случае реализации плана «маленький Мурманск», как называют норвежцы Киркенес из-за большого числа наших сограждан, проживающих там, будет привязан к российской железнодорожной сети, в том числе к Транссибирской магистрали, тянущейся до самого Пекина. Север Норвегии также намерен принять участие в российском нефтяном пире, став перевалочной базой для нефти из РФ, поставляемой на Запад. Мечты о прокладке железной дороги между Норвегией и Россией появились еще до революции, но тогда эту идею посчитали слишком затратной. Трассу пришлось бы тянуть среди гранитных скал и болот, в условиях вечной мерзлоты. Однако теперь, с началом российского нефтяного бума на Севере, необходимые для прокладки дороги 300 млн. долларов не кажутся столь уж большой суммой. Как заявил руководитель объединения промышленников Киркенеса Арве Таннвик, значительную часть финансирования готовы взять на себя норвежские пароходства. По мнению норвежских экспертов, мурманский порт уже не справляется с отправкой нефти за океан. Незамерзающий порт Киркенеса, способный принимать супертанкеры, готов взять на себя транспортировку 5 млн. тонн российской нефти в год. По расчетам, железная дорога Никель–Киркенес будет функционировать в качестве нефтяной артерии по крайней мере на протяжении 100 лет. Депутаты парламента от северных регионов уже приступили к лоббистской деятельности в Осло, добиваясь включения железнодорожного проекта в правительственный план развития Севера. Идею поддерживают также экологические организации и профессиональные объединения рыбаков, поскольку перевалка нефти по суше «передвинет» опасные морские перевозки западнее. Баренцево море, считающееся главным рыбным садком Норвегии, будет меньше подвержено риску загрязнения. «Если небольшие суда уже сегодня доставляют русскую нефть из Мурманска в Киркенес для перегрузки в супертанкеры, так не будет ли безопаснее доставлять ее по суше?» – говорят «железнодорожные» лоббисты с Севера.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм


НА УКРАИНЕ НЕ ВЕРЯТ, ЧТО ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА КЕРЧЕНСКОГО МОСТА БУДЕТ РЕАЛИЗОВАН

В конце 2013 года во время визита президента Украины Виктора Януковича в Москву вопрос строительства моста через Керченский пролив был окончательно согласован в пакете с важнейшими стратегическими решениями о предоставлении финансовой помощи Украине. А 30 января 2014 года украинский кабмин заявил, что возведение «евразийской» переправы начнется в 2016 году. Это было последнее официальное заявление Киева по поводу планов совместной «стройки века». Понятно, что в нынешней ситуации новые власти Украины никак не комментируют строительные намерения Москвы. Ключевое требование Кремля, а именно – согласие со стороны президента Украины Петра Порошенко с фактом отторжения Крыма от Украины и юридическое признание принадлежности этой территории РФ, для Украины неприемлемо. Украинские эксперты считают, что строительство моста через Керченский пролив – очень дорогостоящий и сложный проект, поэтому он вряд ли будет реализован. «Проблема Керченского пролива в плавунах и очень сильном течении. Строиться там очень сложно и дорого. На этом строительстве банально украдут кучу денег», – считает политолог Тарас Березовец.
Яна СТАДИЛЬНАЯ, Киев

"