Posted 14 сентября 2016,, 11:32

Published 14 сентября 2016,, 11:32

Modified 8 марта, 02:49

Updated 8 марта, 02:49

Алексей Мамонтов: «Курс рубля зависит от того, куда чихнет глава ФРС США»

Алексей Мамонтов: «Курс рубля зависит от того, куда чихнет глава ФРС США»

14 сентября 2016, 11:32
О том, грозят ли российскому рублю новые потрясения наступившей осенью, и каким может быть курс национальной валюты в ближайшей перспективе, «НИ» рассказал президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов.

- В ближайшую пятницу ожидается заседание совета директоров Центробанка РФ, на котором будут обсуждать ключевую ставку. Еще через день в стране выборы в Госдуму. Могут ли эти события повлиять на курс рубля?

- На мой взгляд, если и могут, то только незначительно и кратковременно. Есть такой понятие гравитации, когда большой объект притягивает малые. Так вот на глобальном валютном рынке гравитационной силой обладает только один объект – Федеральная резервная система США. В зависимости от того, какие решения она принимает, по всему миру меняются валютные пары, одной из составляющих которых является доллар. Это в полной мере касается и пары доллар/рубль. Если ФРС решится в ближайшее время на повышение ставок, о чем многие эксперты говорят, то это сразу же приведет к укреплению позиций доллара. Мы увидим отток капиталов из развивающихся рынков, поскольку финансовые ресурсы перетекут в долларовые активы. Соответственно, и курс российской валюты опустится ниже отметки в 70 рублей за доллар.

- А вы не переоцениваете влияние ФРС США на российский валютный рынок? Ведь последние пару месяцев курс достаточно стабилен – где-то 63-66 рублей за доллар…

- Эта стабильность неустойчивая. И вызвана она как раз тем, что ФРС США не может пока принять решение, повышать или нет учетную ставку. И весь мир прислушивается к тем вербальным интервенциям американских деятелей, от которых это решение зависит. А насчет роли ФРС США, это не мое частное мнение, а объективные данные. В настоящее время 86% глобального валютного рынка занимают валютные пары с участием доллара. Поэтому и получается, что ФРС США влияет на курсы всех остальных валют примерно как солнце на планеты солнечной системы.

- Но у нас как-то традиционно принято считать, что скорее цена нефти влияет на курс рубля, нежели решения по американской учетной ставке. Разве это не так?

- Эти понятия взаимозависимы. Нефтяные котировки тоже определяются на биржах и во многом зависят от того, готовы ли вкладываться в нефть инвесторы. Если ФРС повысит ставки, и доллар укрепится, инвесторы уйдут с рынка нефти и других commodities (ресурсов) в долларовые активы, и как следствие, баррель подешевеет. При этом, естественно, цены на нефть зависят не только от решений американского регулятора, но и от других – прежде всего, отраслевых – факторов. В частности, всем памятен скачок добычи сланцевой нефти за океаном, из-за которого во многом и обвалились цены на «черное золото» два года назад.

- И все-таки трудно поверить, что рубль совсем индифферентен к итогам выборов, скажем, или к каким-то другим внутренним факторам.

- Возвращаясь к нашим сравнениям, эти внутренние факторы влияют примерно также, как электрическая лампочка при ярком солнечном свете. Включена они или выключена – почти никто не замечает. А вот если солнце погаснет, то никакая лампочка не спасет. Так что не надо иллюзий: наши финансовые власти никак не влияют на курс рубля, особенно сейчас, когда он находится в свободном плавании. Конечно, когда происходят какие-то тектонические сдвиги на глобальном рынке, а еще и наш регулятор неадекватно себя ведет – а такое бывает! – это сказывается на курсе. Например, после начала кризиса в 2008 году Центробанк пытался проводить плавную девальвацию рубля – не помогло. Так что, возвращаясь к вашему вопросу, было бы большим преувеличением считать, что выборы могут всерьез повлиять на курс рубля.

- Каков же ваш прогноз на курс рубля в ближайшей перспективе?

- Я двадцать лет был оптимистом в отношении рубля, но сейчас пришел к твердому пониманию того факта, что рубль – не более, чем спутник для «солнца» под названием доллар и привязан исключительно к его колебаниям. Соответственно, повторюсь, прогноз зависит от того, будет или нет ФРС США повышать ставку. Мнения экспертов на этот счет разделились в соотношении примерно фифти-фифти, поскольку макроэкономическая статистика по Америке, на которую ориентируется регулятор – неоднозначная. Остальные факторы – даже такие, казалось бы, важные, как например, война на Ближнем востоке, рынком уже отыграны. Поэтому все валютные рынки, включая российский, образно говоря, ждут – куда чихнет глава ФРС госпожа Йеллен.

- Но если, по вашим словам, от американской валюты зависит так много, может быть, населению надо посоветовать срочно менять рубли на доллары?

- Уверен, что население за долгие годы уже вполне адаптировалось к гримасам рынка. Как показывает статистика, те, у кого есть средства для сбережений, без всяких наших советов аккуратно размещают их в банках – частично в рублях, частично в валюте. Другое дело, что сбережений у людей становится все меньше, в кризис им приходится больше тратить. Но это уже не имеет прямого отношения к валютному рынку.

"