Posted 12 мая 2015,, 21:00

Published 12 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Весенняя заморозка

12 мая 2015, 21:00
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) в канун майских праздников сделала своеобразный подарок гражданам – объявила о продлении заморозки цен на основную продовольственную продукцию, а также о расширении перечня попадающих под эту категорию товаров.

О заморозке крупные сетевые магазины начали объявлять с февраля этого года. Причиной послужил резкий обвал рубля в конце 2014 года. В результате, как известно, цены на повседневную еду в одночасье взлетели и не снижались в течение всего января, когда торговля традиционно находится в состоянии постновогоднего «похмельного» спада, закономерно наступающего вслед за праздничным ажиотажем. Почему дорожали отнюдь не деликатесные рис и гречка? Ритейлеры, отвечая на этот вопрос, кивали на рост закупочных цен, так как значительная часть товарной номенклатуры закупается за рубежом. И даже в той ее доле, что производится в России, весома импортная составляющая.

Предпринятая, начиная с февраля, заморозка цен в ведущих сетях поначалу воспринималась общественным мнением как итог нерыночного регулирования всевозможными административными структурами – от Федеральной антимонопольной службы до Генпрокуратуры и глав регионов. Хотя и имело это давление самую что ни на есть благую мотивацию: заботу о малообеспеченных слоях населения. ФАС, однако, не ограничивалась одними запретами, а предпочла найти общий язык с продавцами, договорившись о том, что торговая точка формирует корзину для заморозки самостоятельно. «В сухом остатке» получилось, что в одном магазине фиксировались цены на говядину, в другом – на кефир, в третьем – на сахар.

Как бы то ни было, все эти меры к началу мая принесли свои первые результаты. Если брать во внимание, что очередная заморозка (в начале марта) была пролонгирована еще на месяц, а рубль за это время несколько укрепился, «народные» продукты подешевели в среднем на 10–15%.

Впрочем, пока это не коснулось такой важной для рациона категории, как мясо и мясопродукты, – они взлетели в цене в период прошлогоднего падения рубля, и пока не видно признаков возвращения ее к приемлемым для большинства покупателей показателям. Национальная мясная ассоциация подсчитала в этой связи, что потребление мяса в 2015 году уже сократилось на 2–3%, а по итогам года снизится по меньшей мере на 6–8%.

Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина сообщила «НИ», что считает совершенно оправданным в данной ситуации ценовой компромисс, когда бизнес и государство договариваются между собой по комплексу совместных действий, в результате которых выигрывают, как правило, все участники рынка.

«В числе пока не решенных вопросов – отсутствие точного перечня товаров, которые включаются в список первой необходимости. Но здесь причины объективного порядка. То же молоко в магазине эконом-класса будет по одной цене, а в супермаркете предлагаемых сортов его, конечно, намного больше; и, естественно, цена у него будет другая», – объясняет эксперт.

Главное же, по мнению г-жи Тюриной, заключается в том, что в решении АКОРТ превалируют все же не административно-устрашающие меры, а рыночное регулирование. Не секрет, что более полугода вследствие социально-экономических причин наблюдается падение потребительского спроса, и потому бизнес в своих же интересах не может не реагировать на данное обстоятельство. «Оперативно снижая цены на некоторые товары повседневного спроса, предприниматели добиваются, при грамотном ведении дела, двойного эффекта – заботятся о кошельке своих покупателей и одновременно увеличивают объемы собственных продаж», – считает собеседница «НИ». В качестве положительного примера она привела многие сорта сыра отечественного производства, а также плодоовощной продукции, цены на которые уже в апреле – начале мая стабилизировались.

"