Posted 11 февраля 2016,, 21:00
Published 11 февраля 2016,, 21:00
Modified 8 марта, 03:07
Updated 8 марта, 03:07
Как констатирует специалист, в потребительской среде все заметней разделение на отдельные категории покупателей. Среди них, к примеру, «оптимизаторы» – те, кто ходят в магазин реже и планируют свои закупки заранее. У них по сравнению с докризисными временами увеличился средний чек, но совокупные расходы не возросли. «А есть те, кого можно назвать cherry-pickers: английский термин обозначает тех, кто, образно говоря, «с торта забирает вишенки». Эти ходят по промоакциям и покупают только то, что можно купить в ее рамках», – пояснил эксперт.
Действительно, по сводкам Росстата, доля доходов населения, направленная на покупку товаров и услуг в 2015 году, оказалась минимальной за последние пять лет. Это зафиксировано на фоне спада самих доходов – на 4% в реальном выражении. Общее потребление товаров и услуг снизилось более чем на 9%.
Г-н Ломакин-Румянцев считает, что взбодрить рынок должны специальные меры стимулирования спроса, принять которые надлежит правительству. В качестве примера он привел программы внутренней продовольственной помощи, которые предполагают субсидирование покупок определенных типов продуктов для определенных категорий граждан.
Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина сообщила «НИ», что считает актуальным в данной ситуации ценовой компромисс, когда бизнес и государство определяют комплекс совместных действий на рынке. «Оперативно снижая цены на некоторые товары повседневного спроса, предприниматели добились бы при грамотном ведении дела двойного эффекта – заботы о кошельке своих покупателей и одновременного увеличения объемов собственных продаж», – уверена г-жа Тюрина.
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов советует потребителям даже в кризис не гнаться за самыми дешевыми товарами. «Они обычно очень низкого качества. Разумней приобретать в магазинах экономкласса товары средней ценовой категории», – советует собеседник «НИ».