Posted 10 ноября 2015,, 21:00

Published 10 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:28

Updated 8 марта, 03:28

Деньги не спешат на свободу

Деньги не спешат на свободу

10 ноября 2015, 21:00
Глава Минфина Антон Силуанов направил письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову с пакетом предложений по активизации процесса амнистии капиталов. Главная проблема, на которую в письме обращается внимание, – трудности амнистии, которые проистекают из невозможности прогнозирования потенциальными декларантами будущей пр

Министр финансов в своем обращении предлагает расширить перечень декларируемых активов, а также освободить от необходимости репатриации акции офшоров. Минфин полагает, что следует упростить процедуру расчистки «кредитных историй». Для этого необходимо разрешать декларантам заявлять налоговикам об уже проданном имуществе.

Письмо Силуанова – не первая попытка кабинета министров вдохнуть жизнь в весьма вялотекущий процесс легализации капиталов, предложенный отечественному бизнесу. В начале октября в правительстве было проведено отдельное совещание по данному вопросу под председательством Дмитрия Медведева, который констатировал, что процесс декларирования идет недопустимо медленно. Чуть позднее заместитель министра финансов Сергей Шаталов признал, что «процесс не очень востребован российскими налогоплательщиками». По неофициальным данным, к тому времени было подано всего лишь несколько сотен деклараций от желающих амнистировать свои капиталы. Причем ни одной – от представителей крупного бизнеса.

Напомним, что в минувшем мае Госдумой был принят закон, запустивший механизм налоговой амнистии. Согласно ему, всем желающим в срок до 31 декабря 2015 года было предложено подать в налоговую службу специальную декларацию с данными об имуществе (земля и другая недвижимость, транспорт, ценные бумаги, доли в бизнесе), а также о своем участии в иностранных компаниях и счетах в заграничных банках. При этом подтверждался режим налоговой тайны.

В настоящее время законодательство защищает декларантов от преследования вне увязки с тем, возвратят ли они в РФ движимое имущество или нет. В то же время бизнесмен весьма уязвим в ситуации, если его имущество оказалось в одном из государств из «черного списка» FATF (международного органа по борьбе с отмыванием денег) или же в стране, которая уклоняется от обмена налоговой информацией. По мнению главы Минфина, эта схема несправедлива и неэффективна.

К тому же процедура усложняется тем, что не существует открытого списка так называемых несотрудничающих государств, поскольку госорган, который вправе публиковать такой список, не утвержден, а временной отрезок, в течение которого нужно репатриировать в Россию задекларированное имущество, не прописан в законе.

Из письма первому вице-премьеру напрашивается вывод, что в определенном совершенствовании нуждается и сам закон об амнистии капиталов. В частности, глава Минфина предлагает дополнить перечень активов за счет строящейся недвижимости, кредитов, прав на объекты интеллектуальной собственности.

Профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии доктор экономических наук Ярослав Лисоволик считает своевременными предложения финансового ведомства по доработке уже принятого Закона. «Высокие объемы оттока капитала остаются фактором уязвимости российской экономики, и задействование такого инструмента, как амнистия капиталов, несомненно, поможет повысить ее эффективность», – сказал эксперт «НИ». По его мнению, одной такой амнистии мало – необходим комплекс мер, в числе которых должно значиться повышение стимулов для предпринимателей в ведении своего бизнеса в России.

«Российским властям нужно плотнее взаимодействовать с представителями зарубежных стран для координации действий по снижению офшорной компоненты в инвестиционных потоках, – считает г-н Лисоволик. – Сотни миллиардов долларов, принадлежащих нашим предпринимателям, находятся за пределами России в офшорах. При грамотной экономической политике офшорный потенциал может быть удачно инкорпорирован в российскую экономическую систему».

"