Posted 9 марта 2006,, 21:00

Published 9 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Бесценная бумажка

Бесценная бумажка

9 марта 2006, 21:00
Официально жилье можно оформить в собственность бесплатно лишь до 1 января 2007 года. В Госдуме поговаривают о том, что надо бы этот срок продлить. Московские власти предлагают сделать процесс вообще бессрочным. Понять такой подход можно – столичные чиновники действуют так неторопливо, что приватизация затягивается на

Квартира у нашей семьи муниципальная. На вопрос, почему мы не оформили ее в собственность, ответов можно дать много, но не в них суть. Когда объявили, что процесс не вечен, решили: пора оформлять все бумаги. В едином информационно-расчетном центре (ЕИРЦ) мне объяснили, что для этого надо всего лишь получить справку в БТИ, в паспортном столе – выписку из домовой книги, в бухгалтерии – финансовый лицевой счет. Все это надо сдать в так называемое одно окно, а потом сиди и жди. Так просто? Сказка какая-то. Причем страшная сказка. В этом убедилась на собственном опыте корреспондент «НИ», прошедшая по всем кругам чиновничьего ада.



С номерочком на руке

Паспортный стол вот он, тут же в ЕИРЦ. И – какое счастье! – очередь всего-то человек десять. Прошло не больше часа – и я у заветной цели. Паспортистка, правда, тут же поинтересовалась: «В БТИ были?» – «Нет еще». – «А я вам выписку не дам». – «Почему?» – «Сле-е-едующий!» Мои попытки выяснить, в чем я уже успела провиниться, ни к чему не привели: ответом мне были тяжелые вздохи и вскинутый к потолку утомленный взгляд.

Сердобольные люди в очереди объяснили, что справки в БТИ готовят около месяца, а выписка из домовой книги действительна только в течение десяти дней. Пока я оформлю одни бумаги, другие уже устареют, так что придется опять сюда приходить. «Поняли?!» – подвела победный итог чужим объяснениям «добрая» паспортистка, опустив наконец-то взгляд с небес.

Чего ж тут не понять? Надо ехать в БТИ Северо-Восточного административного округа (СВАО). А там тоже очередь. Да еще какая! Но делать нечего. Стою (так как сесть здесь негде) и узнаю немало интересного. Оказывается, в каждом округе свои требования по подготовке документов. Одни просят два экземпляра поэтажного плана, другие – один экземпляр и копию, заверенную в БТИ, третьи – один экземпляр и две копии, четвертые – два экземпляра и одну копию. И все это в одном городе при оформлении государственных документов установленного образца. Надо будет на всякий случай заказать два экземпляра и две копии. Лишние деньги, конечно, но ходить сюда еще раз очень не хочется.

Еще одна приятная новость: дама в окне не сразу примет заявку, а сначала выдаст квитанцию на оплату услуг БТИ. С ней, со справкой, надо бежать в ближайшее отделение Сбербанка, выстоять там еще одну очередь, заплатить, вернуться назад и уже без очереди (хоть здесь повезло) сдать заявку. Правда, в банке ждет еще один сюрприз. В целях борьбы с мировым терроризмом теперь каждую квитанцию здесь копируют и вносят в нее ваши паспортные данные. Итог: прошло лишь 3 часа 20 минут – и мою заявку приняли. Готово будет через три недели. БТИ работает только с 10 до 18, поэтому опять надо будет отпрашиваться с работы.

Три недели передышки решаю провести с пользой. Надо бы съездить в это самое «одно окно» и узнать, не потребуется ли им еще что-нибудь – слишком уж все просто. Еще раз отпрашиваюсь с работы. Приезжаю на улицу Ленская, 28. Здесь оформляют документы для жителей СВАО. Естественно, часы работы исключительно с 9 до 18, причем не каждый день. Планы рушатся сразу – к «одному окну» не подойти. Даже увидеть его не удалось – очередь начиналась с улицы и в дверях стояла насмерть. Пришлось выуживать информацию у товарищей по несчастью.

Впрочем, как оказалось, никакие они мне не товарищи, потому что дела их продвинулись уже значительно дальше. А чтобы оказаться в числе толкающихся счастливчиков, надо сначала записаться в самостийный список, а затем раз в неделю приезжать сюда к 6 утра и отмечаться. Не явишься – вычеркнут. В октябре 2005 года (именно тогда началась моя эпопея) записывали на март 2006 года! Если удастся сдать бумаги, срок подготовки документов составляет от четырех до шести месяцев. Пять месяцев отмечаться и шесть месяцев ждать результата. Зато у одного заветного окна…



Мы пойдем другим путем

Нет, почти год мучений – это слишком. Надо поискать в Интернете другой путь – наверняка есть фирмы, которые за разумную сумму возьмут на себя все мои хлопоты. Объявлений таких в Сети действительно полно. Практически все риелторские конторы готовы прийти на помощь. Но разумными суммами тут и не пахнет – от 1 до 1,5 тыс. у.е. А если нет у меня сейчас таких свободных денег? Да и жалко, честно сказать. Обзваниваю более опытных в этом деле друзей. Помогли, хотя не делом, но полезной информацией. Оказывается, в Москве есть ОАО «Мосжилрегистрация», единственным учредителем которого является правительство Москвы. Почти в каждом округе есть отделения МЖР, которые на коммерческой основе помогают гражданам приватизировать квартиру.

Ну, думаю, родная-то столичная власть не обидит. Надо срочно ехать в МЖР своего округа. Однако никакой информации о том, где такая контора расположена, нет: ни в Интернете на официальном сайте Мосжилрегистрации, ни в справочной ЕИРЦ, ни в жилищном департаменте. Приятель, уже прошедший процедуру, позвонил в отделение МЖР своего округа и там узнал, что северо-восточная контора – там же, где и северо-западная, то есть в Тушине.

Являюсь (опять отпросившись с работы, поскольку здесь тоже работают с 9 до 18). Подвал, несколько стульев, все заняты. Спрашиваю: «Кто последний?» На меня вновь смотрят, как на дитя неразумное. Здесь тоже принимают по записи. Правда, не надо отмечаться месяцами. Всего-то и дел, что приехать сюда в 3–4 часа ночи и занять очередь на тот же день. Те, у кого нет машины, приходят со складными стульчиками, одеялами. Если приехать к 7 утра, шансов попасть на прием уже практически не будет. В день принимают примерно 15–18 человек, а отделение обслуживает Медведково и Бабушкино, Ярославку и Дмитровку, Митино и Тушино и еще, и еще.

Но попасть на прием – не значит сдать документы. Обязательно окажется, что чего-то не хватает. Чего конкретно, никогда не угадаешь. Например, зачем-то надо предоставлять справки о причине последнего обмена паспорта. У 99% населения причина в том, что государство так решило. При мне у посетительницы не приняли с первого раза документы потому, что у нее не было справки о причине обмена паспорта ее дочки, которая получила паспорт нового образца в 14 лет и больше пока не меняла. Потребовали справку именно о том, что не меняла. Успеете получить сегодня – примем без очереди, нет – начинайте все заново. Продолжение было сюрреалистическим: в паспортном столе бедолаге сказали, что такие бредовые справки они не выдают. В МЖР находчиво сообщили, что это их не касается – пусть исхитрится и получит справку. Что было дальше, я не знаю.



Нотариально заверенный бред

Здесь тоже сначала надо постоять в очереди в Сбербанк и оплатить аванс – без этого с вами и говорить не будут. Остальные квитанции на оплату услуг МЖР выдают, когда проверят ваши документы и решат, что все в норме. Если в квартире зарегистрирован один человек – это его великое счастье. Если нет, все члены семьи должны явиться вместе, чтобы подписать договор с МЖР. Можно, правда, оформить доверенность у нотариуса: по одной от каждого члена семьи. Каждая такая доверенность в зависимости от конторы стоит от 400 до 750 руб., к тому же там тоже длиннющие очереди. И этот визит к нотариусу будет не последним. Когда у вас наконец проверят документы и дадут добро на оплату, надо будет составить еще одну доверенность – о том, что вы доверяете сотрудникам МЖР работать с вашими документами и представлять вас в соответствующих приватизационных конторах.

Здесь же, в подвале, висит огромное объявление с адресами конкретных нотариальных контор, которые оформят доверенность на это отделение МЖР. Прочитала, записала, а потом совершила трагическую ошибку: вспомнила, что у друзей есть знакомый нотариус, и решила с его помощью сэкономить если не деньги, то хотя бы время. Однако «мой» нотариус наотрез отказался оформлять бумагу по предложенному образцу. В доверенности на конкретное физическое лицо по закону требуется указать его паспортные данные, в образце же был перечень фамилий сотрудников МЖР. А потому такая «доверенность» не имеет юридической силы.

Вернувшись в МЖР несолоно хлебавши, спрашиваю, как же оформить эту доверенность, если нотариус утверждает, что их образец – это филькина грамота. Вот тут-то и началось. Мне раздраженно ответили: «Составляй доверенность у наших нотариусов или иди гуляй». Лучше и яснее проблему и ее цену не сформулируешь. Грубость здесь ни при чем, важна суть. «Их» нотариус без возражений составил по их образцу доверенность на «Васю Пупкина». Теперь можно идти и окончательно сдать документы. Успела за один день. Можно пройти без очереди!



Хамство по предоплате

Рано радовалась. Последний шаг – это подписание каких-то бумаг, набранных мелким шрифтом. «Подпишите», – сказали мне безо всяких объяснений. Но у меня нет привычки подписывать не читая, а потому пытаюсь вникнуть в написанное. «Что!!! Вы тут читальню решили устроить?! Хотите читать – идите в коридор, а я сегодня вас не приму. Придете в следующий раз, когда прочитаете!» Это значит, когда еще раз здесь переночуете под дверью. Подписываю не читая, будь что будет. Я здесь с ночи, а сейчас уже скоро шесть, и контора вот-вот закроется.

Мне сообщают, что в следующую среду надо будет явиться еще раз и уже без очереди подписать договор социального найма. Однако в среду у меня была важная встреча – работать все-таки надо, и мое следующее посещение МЖР стало возможным только в пятницу. Тогда-то и состоялся интересный диалог. «На когда вам было назначено?» – «На среду». – «Хм! А сегодня уже пятница!» – «Спасибо, я знаю». – «А потом возмущаются, что мы не успеваем в срок!» Далее молчаливое копание в бумагах и на несколько тонов ниже: «Еще не готово. Приходите в понедельник». В понедельник (еще раз отпросившись) мне удалось с первого раза все подписать и услышать долгожданное: «В конце февраля звоните».

Вот и настало время поговорить об оплате. На сайте МЖР и в нашем подвальчике размещены огромные объявления: «Срок оформления 10 рабочих дней – стоимость 4670 рублей. Срок оформления 30 рабочих дней – 2985 рублей». Но в объявлении сказано не все. Сначала надо заплатить 500 руб. за «консультацию» при подготовке документов. Правда, никаких консультаций никто не дает, просто вас не примут без заранее оплаченной квитанции. Однако почему-то «консультация» при выполнении заказа за 10 дней стоит почти в 1,5 раза дороже. Плюс цена каждой доверенности, о которых уже сказано выше, плюс упомянутый уже аванс, без которого никакой разговор невозможен.

При всем при этом за ваши же деньги вам нахамят и нагрубят. Периодически за выплеск адреналина будет отвечать охранник, который время от времени обещает всех выставить на улицу, если будут громко разговаривать. Очередь безропотно подчиняется, потому как всем понятно: он не шутит. А если вы живете на Северо-Востоке Москвы, вам выпадет шанс пообщаться с начальником отдела приема документов И.М. Рушихиным. На посетителей, за счет которых он живет, чиновник смотрит как на грязь и мусор, грубо орет, не считает нужным отвечать на вопросы, хотя получил с каждого по 500 руб. предоплаты за «консультацию». На любое осложнение ситуации с документами Игорь Михайлович чутко реагирует: «А меня это не волнует!» И ему искренне веришь.

Интересно, правительство Москвы хоть иногда интересуется, как работает учрежденная им компания? Недавно прочитала, что городские власти собираются организовать для своих чиновников занятия с психологами. Чтобы все было с улыбкой, как, например, в «Макдоналдсе»: «Касса свободна! Следующий».

"