Posted 8 декабря 2015,, 21:00

Published 8 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:09

Updated 8 марта, 03:09

Одним махом пополам

Одним махом пополам

8 декабря 2015, 21:00
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает прорабатывать концепцию разделения «Газпрома». Об этом заявил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин на прошедшем вчера форуме «Газ России-2015». Независимые производители только рады поддержать эту инициативу для либерализации российского внутреннего рынка газа и пов

Напомним, что речь идет о предложении разделить «Газпром» на две компании – транспортную и добывающую, чтобы ликвидировать текущую непрозрачность тарифов монополии и обеспечить доступ к единой газотранспортной системе для других компаний. На состоявшемся 27 октября ежегодном заседании президентской комиссии по ТЭК этот вопрос не планировалось обсуждать, но он был поднят по инициативе ФАС. Стоит отметить, что дискуссия активизировалась после предложения «Роснефти» разделить «Газпром» к 2025 году, прозвучавшего в октябре и направленного в Минэнерго.

Более того, независимые производители настаивают и на отмене монополии на экспорт природного газа за рубеж. Сам газовый монополист, что понятно, весьма негативно относится к обеим идеям, аргументируя протест неготовностью независимых компаний к этой деятельности.

Мнения в руководящих кругах также разделились. Например, глава Минэкономразвития (МЭР) Алексей Улюкаев ранее заявлял, что «в целом позитивно» относится к предложению выделить газотранспортную составляющую из структуры «Газпрома». В то же время министр энергетики Александр Новак настроен категорически против: «Мы считаем, что нужно сохранить ориентир на единого поставщика газа на экспорт, чтобы не страдал государственный бюджет, чтобы не снижались цены, чтобы не создавать конкуренцию». Хотя уже буквально вчера его заместитель Кирилл Молодцев в ходе того же форума «Газ России-2015» сообщил, что Мин­энерго предлагает в перспективе создать равные экономические условия на рынке газа между «Газпромом», вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями газа.

Между тем ФАС по-прежнему выступает против того, чтобы дать «Газпрому» право предоставлять скидки потребителям по своему усмотрению. «Статистика добычи и продажи наглядно демонстрирует, что доля «Газпрома» сокращается, а доля независимых компаний неуклонно растет. Искусственно поддерживаемая «конкуренция», когда «Газпром» продает газ по жестким государственным ценам, а независимые компании принимают собственные решения по этому вопросу, приводит к тому, что первый вытесняется в регионы, где плохо платят, а вторые реализуют сырье ближе к местам добычи», – сказал «НИ» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

«Газпром» просил предоставить ему право на скидку еще год назад – на прошлогодней президентской комиссии по ТЭК, и затем делал это не раз, но попытки пока успехом не увенчались. Поскольку, по мнению ФАС, биржевая торговля газом делает эти скидки ненужными.

Впрочем, ведущий научный сотрудник Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований Владимир Блинков в беседе с «НИ» отметил, что, хотя изначально «Газпром» был нужен именно как единое системообразующее предприятие, сейчас его монополия влечет больше минусов, нежели плюсов. «Решение о разделении давно назрело. Но претворить его в жизнь можно будет только тогда, когда цены на внутреннем и внешнем рынках будут отличаться только на величину транспортных расходов. И это вопрос однозначно не ближайшего будущего», – отметил эксперт.

А вот Сергей Правосудов обратил внимание, что выделенная газотранспортная компания будет государственной, и для ее создания государству нужно будет заплатить круглую сумму акционерам «Газпрома» за выкуп этих активов. «А у государства сейчас однозначно нет средств на это», – резюмировал он.

В любом случае, мысль о разделении монополий и либерализации их рынков занимает правящие умы. Толчком к решению участи «Газпрома» может стать осуществление проекта разделения другой российской монополии – РЖД, на инфраструктурную и локомотивную компании.

"