Posted 8 сентября 2008,, 20:00
Published 8 сентября 2008,, 20:00
Modified 8 марта, 07:44
Updated 8 марта, 07:44
Мода на борьбу с двойными стандартами перекочевала в банковскую сферу. «Когда кто-то не платит по кредиту – банки не стесняются звонить ни днем, ни ночью. Должны быть единые стандарты, а не так: я звоню, когда мне это выгодно, и не звоню, когда нет, – подчеркнул Андрей Кашеваров, поясняя предложение ФАС об обязательном личном уведомлении. – Мы направим предложение в ЦБ РФ, согласно которому банки должны информировать клиента об изменении условий открытия, ведения и обслуживания счетов не менее чем за 45 дней, а порядок уведомления должен быть индивидуальным». Проще говоря, финансистов обяжут информировать клиента по телефону, электронной почте или SMS.
Президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков считает, что личное уведомление – чрезмерная мера. «Эту инициативу ФАС я не поддерживаю. Есть договор. В договоре прописываются все возможные изменения ставки, и банки не занимаются дополнительным уведомлением своих клиентов о произошедших переменах», – заявил «НИ» г-н Аксаков. При этом он сослался на мировую практику.
Однако, по словам директора Банковского института Высшей школы экономики Василия Солодкова, на Западе люди и без уведомления знают о том, что творится на их счетах. «В американских банках у каждого клиента три счета: сберегательный, для текущих расчетов и кредитный. Любая операция с деньгами вынуждает вкладчика пользоваться интернет-порталом банка и быть в курсе состояния своего счета», – сообщил «НИ» эксперт. По его мнению, отечественная банковская система, напротив, стимулирует финансовую безграмотность. «Проблема в том, что ни банковское сообщество, ни ЦБ не стремятся повышать грамотность населения. Большинство людей не читают, что им приходит из банка, и не интересуются состоянием своего вклада, чем, кстати, некоторые банки пользуются в собственных интересах», – отметил г-н Солодков.
Однако у финансистов находится еще один аргумент против введения банковских эс-эсэ-мэ-сок. «У банков десятки тысяч клиентов и всех уведомить – это дополнительные издержки, которые лягут в процентные ставки. В конечном итоге эти издержки лягут на плечи заемщиков», – грозит Анатолий Аксаков. Не исключено, что банкир отчасти сгущает краски, ведь последнее время банки, наоборот, повышают ставки. К этому их вынуждает растущая инфляция.
Как влияет возросшая информированность граждан на отношение к кредитам, показал опрос Национального агентства финансовых исследований. После того как банки начали раскрывать полную эффективную процентную ставку, для 16% россиян кредиты стали понятнее. Отношение 65% опрошенных не изменилось, зато 11% начали относиться к займам хуже, поскольку стало видно, какими высокими будут проценты при выплате кредита.
Еще одна инициатива ФАС – заставить обменники вывешивать как внутри, так снаружи все условия обмена валюты (комиссии, а также разные курсы в зависимости от суммы). ЦБ уже согласился с предложением антимонопольщиков.
«У нас есть список банков, которые в своих кредитных продуктах используют скрытые комиссии», – сообщил Андрей Кашеваров. – Таких банков не больше десятка. Это разные банки – не только крупные, в основном в Москве». ФАС возьмется за них, как только закончит дело банка «Хоум кредит энд финанс», который тоже подозревается в сокрытии комиссии. Очередное рассмотрение дела ХКФ-банка состоится в сентябре. «Черный список» банков антимонопольщики не разглашают.