Posted 7 апреля 2015,, 21:00

Published 7 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:51

Updated 8 марта, 03:51

Как украсть триллион

Как украсть триллион

7 апреля 2015, 21:00
Федеральная служба финансово-бюджетного контроля (Росфинмониторинг) в 2014 году выявила нарушения в использовании бюджетных средств на сумму в 1 трлн. рублей. Об этом сообщил во вторник глава Минфина Антон Силуанов на годовой коллегии службы. По словам министра, общий объем правонарушений вырос на треть по сравнению с
Сюжет
Деньги

Всего в прошлом году Росфинмониторинг проверил бюджетных ассигнований на сумму 15 трлн. рублей. Что в три-четыре раза больше, чем в 2013-м. Также ведомство проверило 708 аудиторских организаций и в 82% случаев обнаружило нарушения.

На днях у главы службы Юрия Чиханчина состоялась рабочая встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. Речь на ней шла о сомнительных операциях, связанных с выводом денег за рубеж. Как сообщает пресс-служба Кремля, по итогам многочисленных ревизий было возбуждено около полутора тысяч уголовных дел, в том числе по статьям о финансировании терроризма.

Напомним, Росфинмониторинг как орган исполнительной власти пришел на смену Комитету по финансовому мониторингу (КФМ), учрежденному указом президента от 1 ноября 2001 года. Перед КФМ стояла задача улучшения имиджа России в мировом сообществе: в ту пору наша страна фигурировала в «черном списке» ФАТФ – межправительственной организации по противодействию отмыванию преступных доходов. Усилиями комитета в октябре 2002 года Россия была выведена из черного списка, а в июне 2003-го стала членом ФАТФ.

По словам Юрия Чиханчина, сегодня ведомство работает «по проблемно-отраслевому принципу»: «В первую очередь это, конечно, бюджетные средства. На их контроль направлено примерно 50% расследований».

Росфинмониторинг занимается проверками и в оборонном комплексе, и в лесном и агропромышленном хозяйстве, и в ЖКХ. Взявшись в 2010 году за мэрию Москвы, орган вскрыл нецелевое использование более миллиарда рублей в столичной системе здравоохранения. Росфинмониторинг совместно с Генпрокуратурой изучил тогда контракты, которые были заключены департаментами, больницами, подозревая эти объекты на предмет «откатов».

Но вернемся к сообщению о триллионе рублей, озвученному вчера Антоном Силуановым. «Сумма крупная. Это, по сути, одна пятнадцатая часть федерального бюджета, – заметил в комментарии для «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. – Правда, не вполне понятно, о нарушениях какого уровня идет речь. Есть нарушения злонамеренные, криминальные: когда что-то украли. А есть случаи, когда, например, вам выделили бюджетный лимит, а вы его не освоили в силу каких-то обстоятельств. Полагаю, масштаб таких «доброкачественных» нарушений значительно больше, чем «злокачественных».

По словам эксперта, многие проблемы проистекают из фундаментальных изъянов российского законодательства: «Скажем, у нас принят закон о федеральной контрактной системе, в рамках которого не предусмотрено никаких серьезных наказаний за невыплату денег по бюджетному заказу. То есть прошел конкурс, вы его выиграли, с вами заключен контракт, но денег вы можете очень долго не увидеть. Контракты составлены так, что «нравится – не нравится, до свиданья».

"