Posted 5 октября 2011,, 20:00
Published 5 октября 2011,, 20:00
Modified 8 марта, 06:01
Updated 8 марта, 06:01
Сергей Иванов предупредил: «Считаю, мы подошли к своеобразному Рубикону, перейдя который именно частный бизнес должен стать локомотивом массовой инновационной активности». Признав, что «инвестиции в новые разработки – это риск», вице-премьер тем не менее посетовал, что за рубежом доля затрат частного сектора в этой сфере превышает 65% от общенациональных инвестиций, а в России негосударственные компании финансируют лишь 20% расходов на НИОКР. По этой причине в рейтинге 1000 крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, находятся только три отечественные компании.
В начале сентября правительство одобрило проект стратегии инновационного развития России до 2020 года. За девять лет предстоит потратить 15,7 трлн. руб. на то, чтобы экономика страны вышла в мировые лидеры по оказанию высокотехнологичных и интеллектуальных услуг хотя бы по 5–7 позициям. При этом доля высокотехнологичного сектора в ВВП должна увеличиться в 1,5 раза (до 18%), доля инновационной продукции в выпуске промышленности – в 5–6 раз, инновационно активных предприятий – в 4–5 раз (до 50%). Однако эксперты полагают, что перевести нашу экономику на обозначенные в стратегии рельсы даже такими бюджетными вливаниями не удастся.
Как сказал «НИ» замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев, при нынешнем неблагоприятном инвестиционном климате в стране, административных барьерах, разрыве между бизнесом и наукой, засилье госкорпораций, «вливание миллиардных бюджетных средств в инновации можно рассматривать как положительный фактор, но результат далеко не очевиден». По мнению эксперта, поскольку основной экономический костяк страны составляют структуры с госучастием, теоретически именно они и должны стать основным «мотором» модернизации. Однако пока ни госкорпорации, ни частники не горят особым желанием влиться в ряды технологических революционеров, что вполне объяснимо. По мнению г-на Симачева, госкомпании приходится «принуждать» к внедрению высоких технологий. Частный бизнес, в свою очередь, смотрит на малоповоротливые в плане обновления государственные корпорации и также проявляет осторожность. Россия – страна с преимущественно сырьевой экономикой, а переход к новому экономическому укладу сопряжен с высокими рисками, которые такому типу экономики чужды.
Как рассказал «НИ» главный экономист «Центра развития» Валерий Миронов, в правительстве разработаны два прогноза развития до 2030 года: сырьевой и модернизационный. Первый предполагает опору на нефть и газ при сведении к минимуму дефицита бюджета. Второй допускает сохранение дефицита при условии направления средств на модернизацию экономики. По оценке г-на Миронова, хотя инновационное развитие действительно сопряжено с большими рисками, в долгосрочной перспективе «это единственный вариант, поскольку опора на добычу иссякающих природных ресурсов – это путь в тупик». Тем не менее, как полагает эксперт, «правительство избрало сырьевой сценарий развития страны вместо инновационного».
Начальник пресс-службы Роснано Сергей Филиппов отметил «НИ»: «Можно вложить огромные средства в новые технологии, но это еще не значит, что они будут востребованы на рынке». Эксперт согласен с вице-премьером Ивановым: без частников «модернизация экономики не пойдет». Но пока предприятиям гораздо выгоднее покупать готовые технологии за рубежом, нежели вкладываться в развитие отечественных.
Проблема, подчеркивают специалисты, не столько в размере бюджетных вложений в наукоемкие отрасли, сколько в изменении инвестиционного климата в стране, создании условий для здоровой конкуренции, устранении существующих законодательных и бюрократических барьеров на пути вливания новых научных разработок в бизнес.